О грехе, покаянии, плаче и слезах. Монах Максим (Святогорец)

Апостол Петр. Икона Никольского храма с. Плеханово Грязинского района

Глава 2 из книги «Лествица Божественного восхождения по учению преподобного Исаака Сирина» монаха Максима (Святогорца)

О грехе и покаянии

Вопрос 1. Должны ли мы ненавидеть грешника?

Ответ: Нет. Мы должны ненавидеть его грехи. За него мы должны молиться, чтобы быть подражателями Христа, Который не гневался на грешников, но молился за них.

Вопрос 2. Что означает ненависть ко грешнику?

Ответ: То, что мы не имеем любви. Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:7-8).

Вопрос 3. В чем нуждаются страдающие тяжелыми душевными болезнями и немощами?

Ответ: В сострадании, а не в суровом обращении.

Вопрос 4. Когда тело испытывает успокоение от плотских дел?

Ответ: Когда оно порабощено грехом.

Вопрос 5.

А) Следует ли обращать внимание на малые грехи?

Ответ: Конечно, и в первую очередь, и больше всего.

Б) Почему?

Ответ: Чтобы не впасть в более тяжелые.

Вопрос 6. Что вызывает в сердце человека худые помыслы, злы помышления и естественное телесное движение?

Ответ: Греховное наслаждение.

Вопрос 7. Чему препятствует греховное наслаждение?

Ответ: Ощущению человеком сладости Святого Духа.

Вопрос 8.

А) Существует ли непростительный грех?

Ответ: Конечно, да.

Б) Какой это грех?

Ответ: Нераскаянный.

Вопрос 9. Что возводит наше сердце к небесному?

Ответ: Глубокое осознание наших грехов.

Вопрос 10. Кто выше перед Богом: тот, кто воскрешает мертвых своей молитвой, или тот, кто ощущает свою греховность?

Ответ: Выше тот, кто ощущает свою греховность.

Вопрос 11. Удаляется ли от Бога человек, ведущий неугодную Богу жизнь, или же Бог удаляется от него?

Ответ: Бог неотлучно пребывает в мире, является неподвижным и непоколебимым, везде сущим и все исполняющим, и никогда не удаляется ни от одного из Своих созданий.

Вопрос 12. Что нам нужно делать, чтобы избежать греха?

Ответ: Удаляться по своей воле от причин страстей.

Вопрос 13. Каковы причины страстей?

Ответ: Например, вино, женщины, деньги, телесная сила и т.п.

Вопрос 14. Греховно ли все это по своей природе?

Ответ: Нет, но природа человеческая из-за этого легко уклоняется в греховные страсти.

Вопрос 15. Как может человек избавиться от навыка ко греху?

Ответ:

– с помощью вражды к нему,

– с помощью ненависти к нему,

– с помощью исповеди.

Вопрос 16. Что такое вражда по отношению ко греху?

Ответ: Проявление истинного смирения.

Вопрос 17. Что такое исповедь греха?

Ответ: Проявление покаяния и умиления.

Вопрос 18.

А) Чем является ощущение человеком своих грехов?

Ответ: Дарованием Божиим.

Б) Когда получает человек это дарование Божие?

Ответ: Когда Бог видит, что мы изнемогаем от многообразных искушений, Он посылает его нам, чтобы мы не отошли из этой жизни без пользы от бед и скорбей.

Вопрос 19.

А) Что является царицей добродетелей?

Ответ: Покаяние.

Б) Есть ли предел для покаяния?

Ответ: Нет, ибо даже совершенство совершенных несовершенно.

Вопрос 20. Что очищает душу?

Ответ:

– покаяние,

– слезы,

– исповедь,

– смирение,

– любовь,

– милостыня,

– молитва.

Вопрос 21. Что такое покаяние?

Ответ:

– Второе духовное рождение,

– вторая благодать.

Вопрос 22. Какова лестница, возводящая к покаянию?

Ответ:

– Вера в Бога,

– страх Божий

– и покаяние.

Вопрос 23. Что порождает добрые дела и покаяние?

Ответ: Духовное ведение.

Вопрос 24.

А) Что должно сопутствовать покаянию?

Ответ: Доброе произволение.

Б) Почему?

Ответ: Потому что оно достойно воздаяния и приносит великую радость.

Вопрос 25. Где покаяние достигает совершенной степени?

Ответ: В безмолвии.

Вопрос 26.

А) Приходят ли блудные помыслы при совершенном покаянии?

Ответ: Нет.

Б) Почему?

Ответ: Потому что совершенное покаяние соединено со смирением.

2 лествица: ПОКАЯНИЕ

Вопрос 27.

А) Что достигается посредством сокрушения сердечного?

Ответ: Смирение.

Б) Почему?

Ответ: Потому что человек в состоянии сердечного сокрушения презираетпомыслы гордости.

О плаче

Вопрос 1. Кто такой плачущий?

Ответ: Тот, кто проводит всю свою жизнь в голоде и жажде ради надежды на будущие блага.

Вопрос 2.

А) Беспокоят ли страсти непрестанно плачущего?

Ответ: Нет.

Б) Почему?

Ответ: Потому что дарование плача и слез получают только бесстрастные.

В) Где пребывает ум человека, которого не беспокоят страсти?

Ответ: В безмолвии.

Г) Что требуется для безмолвия?

Ответ: Терпение, терпение и еще раз терпение.

О слезах покаяния

Вопрос 1. Что является первым плодом для внутреннего человека?

Ответ: Слезы.

Вопрос 2.

А) Чем являются слезы?

Ответ: Средостением между действием страстей и чистотой.

Б) Когда человек достигает дарования слез?

Ответ:

– Когда он полностью и с презрением отвергнет телесные дела этого временного мира;

– Когда он придет в глубокое смирение и сокрушение сердечное из-за своих грехов;

– Когда он возлюбит Бога всей душой, горячо и больше всего на свете.

Вопрос 3. Что предшествует слезам?

Ответ:

– Освобождение от земных помыслов,

– презрение к миру и

– помышление о будущих благах.

Вопрос 4. Откуда происходят слезы?

Ответ:

– От чистых и нерассеянных помышлений,

– от внимания и умиления при чтении Божественного Писания,

– от печали сердечной.

Вопрос 5. Какую пользу приносят слезы душе?

Ответ: Благодаря им душа приобретает мирные помыслы.

Вопрос 6. Что следует за мирными помыслами?

Ответ: Спокойствие и умиротворение.

Вопрос 7. Что следует за спокойствием и умиротворением?

Ответ: Ум человека начинает созерцать тайны Божии, Дух Святой открывает ему небесное и Бог вселяется в него и взращивает в нем плод Духа.

Вопрос 8. От чего освобождают душу слезы покаяния?

Ответ:

– Они снимают покров, лежащий на сердце

– и искореняют в душе помрачение и смущение страстей.

Вопрос 9. Что рождается от слез и плача?

Ответ:

– Очищение от страстей,

– утешение и терпение,

– чистота сердца и души.

Вопрос 10. Что приносят праведники в жертву Богу?

Ответ: Слезы своих очей и воздыхания во время бдения.

Вопрос 11. От чего теряется дарование слез?

Ответ:

– или от высокоумия,

– или от нерадения

– и лености.

Вопрос 12. Знамением чего служат слезы во время молитвы?

Ответ: Знамением милости Божией.

Вопрос 13. С помощью каких признаков и знамений человек может определить, что начал видеть плод, скрытый в своей душе?

Ответ: С помощью благодати слез. Это истинное знамение того, что разум человека с презрением отверг телесные дела этого мира и совершенно удалился от них. Чем больше непроизвольно умножаются у человека слезы, тем больше он преуспевает в любви к Богу.

Вопрос 14.

А) Что означает прекращение у человека слез?

Ответ: То, что разум человека всецело пригвожден к миру, и он духовно умирает в страстях.

Б) Сколько существует видов слез?

Ответ: Есть два вида слез:

1) Слезы, опаляющие и иссушающие тело;

2) Слезы, веселящие и питающие тело.

В) Что порождает первый вид слез?

Ответ: Его порождает сокрушение смиренного сердца о грехах.

Г) Что порождает второй вид слез?

Ответ: Его порождает ведение и разум.

Д) Какой из этих двух видов выше?

Ответ: Выше второй вид слез.

Е) Почему?

Ответ: Потому что человек пи этих слезах испытывает радость и получает божественную милость.

Вопрос 15.

А) К чему приводят слезы покаяния?

Ответ: Они приводят к чистоте души и совершенной любви к Богу.

Б) Когда совершенно теряются слезы?

Ответ: Когда человек умом всецело находится в этом, а не в духовном мире и утопает в страстях.

Вопрос 16. Кто выше перед Богом: тот, кто приносит пользу всему миру своими поучениями или тот, кто один час проведет в плаче о своей душе?

Ответ: Выше тот, кто один час проведет в плаче о своей душе.

Схема 1. Покаяние

Книга «Божественное восхождение» (в русском варианте «Лествица Божественного восхождения») – результат многолетнего исследовательского труда насельника Святой горы Афон монаха Максима Катунакского. Будучи глубоким почитателем преподобного Исаака Сирина старец Максим разделили его «Слова подвижнические» на 900 вопросов и ответов, а затем расположил их в соответствии со страстями и добродетелями по образу Лествицы преподобного Иоанна Лествичника, снабдив пояснительными схемами. В результате появилась своего рода Новая Лествица по святому Исааку Сирину. Книга адресована монашествующим, но может быть полезна и благочестивым мирянам.

Перевод с греческого – игумен Тимофей Никонов.

Книга вышла в Издательстве Липецкой епархии под редакцией кандидата богословия протоиерея Олега Безруких в 2016 году.