О грехе, покаянии, плаче и слезах. Монах Максим (Святогорец)
Апостол Петр. Икона Никольского храма с. Плеханово Грязинского района
Глава 2 из книги «Лествица Божественного восхождения по учению преподобного Исаака Сирина» монаха Максима (Святогорца)
О грехе и покаянии
Вопрос 1. Должны ли мы ненавидеть грешника?
Ответ: Нет. Мы должны ненавидеть его грехи. За него мы должны молиться, чтобы быть подражателями Христа, Который не гневался на грешников, но молился за них.
Вопрос 2. Что означает ненависть ко грешнику?
Ответ: То, что мы не имеем любви. Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:7-8).
Вопрос 3. В чем нуждаются страдающие тяжелыми душевными болезнями и немощами?
Ответ: В сострадании, а не в суровом обращении.
Вопрос 4. Когда тело испытывает успокоение от плотских дел?
Ответ: Когда оно порабощено грехом.
Вопрос 5.
А) Следует ли обращать внимание на малые грехи?
Ответ: Конечно, и в первую очередь, и больше всего.
Б) Почему?
Ответ: Чтобы не впасть в более тяжелые.
Вопрос 6. Что вызывает в сердце человека худые помыслы, злы помышления и естественное телесное движение?
Ответ: Греховное наслаждение.
Вопрос 7. Чему препятствует греховное наслаждение?
Ответ: Ощущению человеком сладости Святого Духа.
Вопрос 8.
А) Существует ли непростительный грех?
Ответ: Конечно, да.
Б) Какой это грех?
Ответ: Нераскаянный.
Вопрос 9. Что возводит наше сердце к небесному?
Ответ: Глубокое осознание наших грехов.
Вопрос 10. Кто выше перед Богом: тот, кто воскрешает мертвых своей молитвой, или тот, кто ощущает свою греховность?
Ответ: Выше тот, кто ощущает свою греховность.
Вопрос 11. Удаляется ли от Бога человек, ведущий неугодную Богу жизнь, или же Бог удаляется от него?
Ответ: Бог неотлучно пребывает в мире, является неподвижным и непоколебимым, везде сущим и все исполняющим, и никогда не удаляется ни от одного из Своих созданий.
Вопрос 12. Что нам нужно делать, чтобы избежать греха?
Ответ: Удаляться по своей воле от причин страстей.
Вопрос 13. Каковы причины страстей?
Ответ: Например, вино, женщины, деньги, телесная сила и т.п.
Вопрос 14. Греховно ли все это по своей природе?
Ответ: Нет, но природа человеческая из-за этого легко уклоняется в греховные страсти.
Вопрос 15. Как может человек избавиться от навыка ко греху?
Ответ:
– с помощью вражды к нему,
– с помощью ненависти к нему,
– с помощью исповеди.
Вопрос 16. Что такое вражда по отношению ко греху?
Ответ: Проявление истинного смирения.
Вопрос 17. Что такое исповедь греха?
Ответ: Проявление покаяния и умиления.
Вопрос 18.
А) Чем является ощущение человеком своих грехов?
Ответ: Дарованием Божиим.
Б) Когда получает человек это дарование Божие?
Ответ: Когда Бог видит, что мы изнемогаем от многообразных искушений, Он посылает его нам, чтобы мы не отошли из этой жизни без пользы от бед и скорбей.
Вопрос 19.
А) Что является царицей добродетелей?
Ответ: Покаяние.
Б) Есть ли предел для покаяния?
Ответ: Нет, ибо даже совершенство совершенных несовершенно.
Вопрос 20. Что очищает душу?
Ответ:
– покаяние,
– слезы,
– исповедь,
– смирение,
– любовь,
– милостыня,
– молитва.
Вопрос 21. Что такое покаяние?
Ответ:
– Второе духовное рождение,
– вторая благодать.
Вопрос 22. Какова лестница, возводящая к покаянию?
Ответ:
– Вера в Бога,
– страх Божий
– и покаяние.
Вопрос 23. Что порождает добрые дела и покаяние?
Ответ: Духовное ведение.
Вопрос 24.
А) Что должно сопутствовать покаянию?
Ответ: Доброе произволение.
Б) Почему?
Ответ: Потому что оно достойно воздаяния и приносит великую радость.
Вопрос 25. Где покаяние достигает совершенной степени?
Ответ: В безмолвии.
Вопрос 26.
А) Приходят ли блудные помыслы при совершенном покаянии?
Ответ: Нет.
Б) Почему?
Ответ: Потому что совершенное покаяние соединено со смирением.
2 лествица: ПОКАЯНИЕ
Вопрос 27.
А) Что достигается посредством сокрушения сердечного?
Ответ: Смирение.
Б) Почему?
Ответ: Потому что человек в состоянии сердечного сокрушения презираетпомыслы гордости.
О плаче
Вопрос 1. Кто такой плачущий?
Ответ: Тот, кто проводит всю свою жизнь в голоде и жажде ради надежды на будущие блага.
Вопрос 2.
А) Беспокоят ли страсти непрестанно плачущего?
Ответ: Нет.
Б) Почему?
Ответ: Потому что дарование плача и слез получают только бесстрастные.
В) Где пребывает ум человека, которого не беспокоят страсти?
Ответ: В безмолвии.
Г) Что требуется для безмолвия?
Ответ: Терпение, терпение и еще раз терпение.
О слезах покаяния
Вопрос 1. Что является первым плодом для внутреннего человека?
Ответ: Слезы.
Вопрос 2.
А) Чем являются слезы?
Ответ: Средостением между действием страстей и чистотой.
Б) Когда человек достигает дарования слез?
Ответ:
– Когда он полностью и с презрением отвергнет телесные дела этого временного мира;
– Когда он придет в глубокое смирение и сокрушение сердечное из-за своих грехов;
– Когда он возлюбит Бога всей душой, горячо и больше всего на свете.
Вопрос 3. Что предшествует слезам?
Ответ:
– Освобождение от земных помыслов,
– презрение к миру и
– помышление о будущих благах.
Вопрос 4. Откуда происходят слезы?
Ответ:
– От чистых и нерассеянных помышлений,
– от внимания и умиления при чтении Божественного Писания,
– от печали сердечной.
Вопрос 5. Какую пользу приносят слезы душе?
Ответ: Благодаря им душа приобретает мирные помыслы.
Вопрос 6. Что следует за мирными помыслами?
Ответ: Спокойствие и умиротворение.
Вопрос 7. Что следует за спокойствием и умиротворением?
Ответ: Ум человека начинает созерцать тайны Божии, Дух Святой открывает ему небесное и Бог вселяется в него и взращивает в нем плод Духа.
Вопрос 8. От чего освобождают душу слезы покаяния?
Ответ:
– Они снимают покров, лежащий на сердце
– и искореняют в душе помрачение и смущение страстей.
Вопрос 9. Что рождается от слез и плача?
Ответ:
– Очищение от страстей,
– утешение и терпение,
– чистота сердца и души.
Вопрос 10. Что приносят праведники в жертву Богу?
Ответ: Слезы своих очей и воздыхания во время бдения.
Вопрос 11. От чего теряется дарование слез?
Ответ:
– или от высокоумия,
– или от нерадения
– и лености.
Вопрос 12. Знамением чего служат слезы во время молитвы?
Ответ: Знамением милости Божией.
Вопрос 13. С помощью каких признаков и знамений человек может определить, что начал видеть плод, скрытый в своей душе?
Ответ: С помощью благодати слез. Это истинное знамение того, что разум человека с презрением отверг телесные дела этого мира и совершенно удалился от них. Чем больше непроизвольно умножаются у человека слезы, тем больше он преуспевает в любви к Богу.
Вопрос 14.
А) Что означает прекращение у человека слез?
Ответ: То, что разум человека всецело пригвожден к миру, и он духовно умирает в страстях.
Б) Сколько существует видов слез?
Ответ: Есть два вида слез:
1) Слезы, опаляющие и иссушающие тело;
2) Слезы, веселящие и питающие тело.
В) Что порождает первый вид слез?
Ответ: Его порождает сокрушение смиренного сердца о грехах.
Г) Что порождает второй вид слез?
Ответ: Его порождает ведение и разум.
Д) Какой из этих двух видов выше?
Ответ: Выше второй вид слез.
Е) Почему?
Ответ: Потому что человек пи этих слезах испытывает радость и получает божественную милость.
Вопрос 15.
А) К чему приводят слезы покаяния?
Ответ: Они приводят к чистоте души и совершенной любви к Богу.
Б) Когда совершенно теряются слезы?
Ответ: Когда человек умом всецело находится в этом, а не в духовном мире и утопает в страстях.
Вопрос 16. Кто выше перед Богом: тот, кто приносит пользу всему миру своими поучениями или тот, кто один час проведет в плаче о своей душе?
Ответ: Выше тот, кто один час проведет в плаче о своей душе.
Схема 1. Покаяние
Книга «Божественное восхождение» (в русском варианте «Лествица Божественного восхождения») – результат многолетнего исследовательского труда насельника Святой горы Афон монаха Максима Катунакского. Будучи глубоким почитателем преподобного Исаака Сирина старец Максим разделили его «Слова подвижнические» на 900 вопросов и ответов, а затем расположил их в соответствии со страстями и добродетелями по образу Лествицы преподобного Иоанна Лествичника, снабдив пояснительными схемами. В результате появилась своего рода Новая Лествица по святому Исааку Сирину. Книга адресована монашествующим, но может быть полезна и благочестивым мирянам.
Перевод с греческого – игумен Тимофей Никонов.
Книга вышла в Издательстве Липецкой епархии под редакцией кандидата богословия протоиерея Олега Безруких в 2016 году.