«Любовь благословенная». Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Никона

За Христом избранные Его последуют не ногами, а сердцем и верой,
любовью, смирением, терпением и кротостью.
(Свт. Тихон Задонский)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братия и сестры! Приближается знаменательный и радостный для нашей обители день – день памяти святителя Тихона Задонского, когда тысячи людей, как и прежде, молитвенно устремятся под его покров, веруя, что не останутся без помощи и утешения.

Чем он так дорог для всех нас? Вероятно, своей особой ревностью к Богу, любовью к простому люду, отзывчивостью к чужой боли… Ведь и сам земной путь святителя – замечательный, близкий пример для каждого человека, ищущего нетленной радости среди бурь житейского моря. Как учение Христа стало путем к любви, Его жизнь – примером любви, Его смерть – откровением новой, жертвенной любви, так жизнь и учение святителя Тихона – это образ всеобъемлющей христианской любви, которую он продолжает даровать нам и после своего исхода в жизнь вечную.

Могли ли знать друзья и сверстники Тимофея Соколова – юноши из очень бедной, рано лишившейся кормильца семьи, что он станет неугасимым светильником, сияющим любовью и добродетелью всему православному миру, на долгие века? Что его победа, подобно Победе Христа над смертью, будет способствовать возрождению и преображению множества человеческих душ?

А ведь будущий святитель вовсе не был «особенным» от рождения – просто его душа во всем искала одного: исполнения воли Небесного Отца. Уподобляясь Господу Иисусу Христу, он до конца терпеливо нес тяжелый крест скорбей и болезней – нес смиренно, с надеждой, с благодарностью… Вот такому жаждущему Истины сердцу Господь и даровал высший дар Духа Святаго – любовь. Эта любовь определяла устремление всех его сил, его служение Богу, а через Него – и ближнему, которым был для него каждый, кто встречался на пути. 

Один из дивных плодов жизни святителя – преображение нашей Задонской обители, духовное пробуждение всей Донской земли. Его молитвы, труды и самоотверженное служение людям духовно возродили этот край, в то время дикий, жестокосердный и лишенный света Христова. С годами смиренный, кроткий, терпеливый святитель Тихон своей любовью все же сплотил некогда разрозненную и замкнутую общину нашего монастыря, вдохнул в нее жизнь. Его искреннее житие в Боге стало примером не только для задонских старцев, для монашествующих, но и для простых людей. Благодаря его святому заступничеству и ходатайству пред Господом, наша обитель продолжает свое возрождение и процветает сегодня. Как и прежде, к Задонскому чудотворцу спешат паломники из разных уголков земли.

Однако пора бы нам не только искать утешения, но и самим учиться так любить, чтобы хоть немного светлее становилась жизнь наших ближних! «Где любовь – тамо Сам Бог, помощник и заступник любви. Где нет любви, тамо нет веры, веры бо без любви не бывает», – говорит святитель. Как актуальны сегодня эти слова! Зачастую человек, живущий в миру, все больше и больше отдаляется от ближних, служение которым из его жизни вытесняется эгоизмом, гонкой за заработком, бытовой суетой, просиживанием в интернете, перед экраном телевизора и т.д. И это неудивительно: современное секулярное общество ставит целью своего существования удовлетворение любых капризов человека, какими бы греховными, разрушительными и кощунственными они ни были. Порой даже очень воцерковленные люди оказываются задеты этим тлетворным ветром. К сожалению, ближний, нуждающийся в нас, все чаще остается на втором плане, остается неуслышанным и непонятым. А иногда мы и вовсе бываем глухи к чужому горю…

Присмотритесь – сегодня многие безразлично относятся к кровопролитию в братских странах, к нищете и чужой беде: сами, мол, виноваты, ваши проблемы… Лишь бы нас никто не трогал! А святитель Тихон пишет: «Если бы у нас была любовь, не было бы нищих и убогих, люди не ходили бы в рубищах или наги, любовь бы их приодела…» Да, нам еще далеко до той любви, какую имел святитель: такой, когда кланяются в ноги обидчикам, слезно молятся о своих недоброжелателях и всю жизнь свою полагают за ближнего. Мы еще слабы, и даже просто промолчать в ответ на обиду – для нас уже подвиг. Но при этом мы почему-то склонны думать, что чего-то достигли, если неукоснительно соблюдаем правила и посты, формально выполняя букву закона. И не замечаем, как, погружаясь в некое удовлетворение от того чувства, «что я не таков, как прочие люди» (Лк 18:11), начинаем уподобляться не Христу, а евангельскому фарисею.

Важно не забыть про любовь, не забыть про ближнего, снизойти к его немощи, не осудить… Как здесь не вспомнить известный случай из жизни святителя Тихона, когда он застал братий за вкушением рыбы в Великий пост. Однажды к монастырскому схимонаху Митрофану, другу святителя, приехал гость из Ельца, Кузьма Студеникин. Это было в пятницу перед Вербным Воскресением. В те дни уже начиналось весеннее половодье, уровень воды в Дону быстро поднимался. Кузьме нужно было уезжать, пока дорогу не размыло, и он, к их обоюдному огорчению, не мог остаться до Вербного и разделить с другом праздничную трапезу. Тогда, ради братской любви, схимонах решил угостить Кузьму рыбой раньше положенного.

Во время их трапезы дверь внезапно отворилась и вошел святитель Тихон. Отец Митрофан бросился ему в ноги, каясь, что соблазнил брата нарушить пост. Святитель же, ради того, чтобы обличить братий не резким словом, а любовью, кротко сел и вкусил с ними. «Любовь выше поста…» – сказал он. И это стало важным уроком для всех нас.  Ведь любовь выше всего, она покрывает грехи и не ищет своего. Как важно нам научиться у святителя умению не осудить человека, войти в его положение, покрыть его грех, как бы нам ни хотелось «справедливо» наказать или выставить его на общественное порицание.

Когда мы просим Господа о прощении своих грехов, мы просим Его изгладить эти язвы наших душ, как если бы их и не было. Господь нам дарует такую милосердную возможность в таинстве исповеди, но мы получаем прощение тогда, когда прежде прощаем своим обидчикам: «Если вы простите людям прегрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный…» (Мф 6:14). Мы должны простить человека так же, как просим Господа простить нам наши грехи: должны изгладить из нашего сердца всё, чем он нам досадил, и начать относиться к нему так, как если бы греха его никогда не существовало. Как же нам простить и быть прощеными? Без искреннего стремления к любви это становится невозможным.

Святые отцы учили: мы учимся любить людей через молитву о них. Чтобы понять, чем живет другой человек, следует молиться за него от всего сердца – и тогда мы сможем понять его нужды и скорби, а Господь вразумит, как облегчить их. Но взрастить любовь в своем сердце возможно только личным непрестанным трудом над его содержанием и неотступным упованием на содействие  Божие – ибо без Него ничего доброго не совершается. Господь же, по Своей неизреченной милости к нам, Сам всевает благие семена истинной христианской любви в людские сердца. Но от каждого из нас требуется самое важное: подготовить поле к приходу Сеятеля, приложить много трудов и преодолеть много препятствий на этом пути. Как это осуществить? Нужно возделывать сухую и каменистую, заросшую сорняками почву наших сердец. Надо поливать ее слезами покаяния, выкорчевывать сорные заросли наших страстей. Но если нет у нас слез покаяния, если нет сил бороться со страстями, с чего же начать это непростое, но самое главное в жизни дело?

Дорогие мои, всем нам нужно постепенно переосмысливать, перестраивать свою жизнь, отказываться от неправильных приоритетов, которые кажутся естественными и нормальными, принятыми в обществе. Самореализация, карьера, хороший доход, безмятежное существование, размеренная семейная жизнь, обеспеченная старость – вот в этом многие видят безусловное житейское счастье. Но удивляются и недоумевают в конце земного пути: «Я столько трудился, вроде бы все правильно сделал… – почему я жил несчастливо? И куда денется теперь всё нажитое непосильным трудом добро?» Святитель Тихон дает ответ: «Что ни есть в мире этом, или дорогое, или красивое и приятное… все то преходяще, как и сам мир. Зачем же о том стараться, что завтра оставим?» О чем же нам стараться, чем удобрять наши сердца, чтобы они произрастили не плевелы, а добрый плод? Ответ прост: добрыми делами и милостью к ближнему.

Если вновь обратиться к житию святителя, мы увидим: чем более к нему приходило бедных, убогих и больных, чем более он подавал утешения и милостыни, отдавал себя людям – тем более он был весел и радостен. Насколько он был терпелив к собственным скорбям и нуждам, настолько нетерпелив, когда дело касалось чужой беды, и немедленно стремился сделать все, чтобы помочь страждущему. Будем и мы стараться отдать ближнему если не всего себя, то хоть частичку себя, и сами удивимся, сколько радости и счастья это нам принесет не только в этой жизни, но и в Вечности.

Дорогие, чтобы приумножилась любовь в нашем мире, уже сегодня каждый православный человек должен стать миссионером, апостолом в своем отечестве, в своем городе или селе. И это апостольство заключается не в громогласных богодухновенных словах или чудесах, – мы, по грехам, недостойны этих даров, – а в жизни по заповедям: в любви с Богом и ближними. Всем известны слова преподобного Серафима: «Спасайся сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». И как вокруг апостолов собирались тысячи и приходили ко Христу, так должны и мы, каждый в свою меру, являть собой добрый пример или хотя бы не показывать примера дурного, чтобы не соблазнить «одного из малых сих» (Мф 18:6).

Многоскорбным, но одновременно и радостным апостольским путем прошел и сам святитель Тихон Задонский. Он пришел сюда, в монастырь, как на свою Голгофу: измученный болезнями и скорбями, он безропотно, подобно Христу, взвалил на плечи этот крест и понес его, восходя от немощи человеческой к духовному совершенству. Сколько трудов положил святитель на этом пути! Не стоит думать, что ему было легко, что он просто так восходил «от силы в силу» и как на крыльях возносился к небу. Тяжкой была его борьба с самим собой, со своим изначально вспыльчивым и властным характером, со склонностью к унынию. Но непрестанными трудами и подвигами он взрастил в себе смиренномудрие и полное самоотречение, так что и простым мужикам, выговаривавшим ему, кланялся и просил прощения. Да и кто бы то ни был, – простолюдин или генерал, – все для него были равны во Христе. «Бог лица человеческого не приемлет, – пишет святитель, – пред Ним все равны: господа и рабы их». Нам очень важно правильно воспринять эти слова. Но совсем не так, как нас учили когда-то: «Кто был ничем, тот станет всем».  

Без сомнения, путь любви – это единственный путь ко спасению. И в наше время есть немало людей, чьи сердца просияли любовью, как светильники во тьме. Так, приснопамятный схиархимандрит Виталий (Сидоренко, †1992), чьим благословением в 1991 году мы начинали восстанавливать Задонскую обитель, во всех окружающих видел ангелов, ко всем обращался: «Радосте наша!» Его любовь, всепрощение и безграничное терпение помогали многим православным переносить скорби и лишения, выживать во враждебной атеистической среде. А сам он, претерпевая множество болезней и перенося сильнейшие боли, жил, как ангел во плоти, повторяя: «А для меня везде рай!» И люди со всех сторон стекались в то место, где он находился, как в уголок рая на этой земле.

Да, дорогие мои, нелегок путь к достижению истинной христианской любви. Но если мы будем терпеливо учиться смирению, отдавать себя ближним без остатка, в каждом человеке видеть лишь образ Божий – по благодати Господа нашего обретем радость и будем счастливы в этой земной жизни так, как если бы уже жили в раю!

Мы верим, что наши недостойные молитвы, ежедневно возносимые святителю Тихону, будут услышаны им и приняты с любовью, что он ходатайствует перед Господом за нас и за весь православный народ. Верим, что святитель, Пресвятая Богородица и Сам Господь радуются, взирая на возрождение духовной жизни, на большое количество людей, притекающих в обитель. И мы благодарим нашего святителя за то, что он снова объединил всех нас в одну большую семью! Небесная и земная Церкви вновь являют свое единство в молитве и любви, прославляя Господа.

Поздравляю всех вас с предстоящими праздниками – днем святителя Тихона Задонского и Успением Пресвятой Богородицы. Молитвами их да поможет нам Господь радостно и мужественно пройти наш голгофский путь, преодолеть скорби и искушения, через покаяние всегда поднимаясь после падений, и донести свой крест до конца. Подай нам, Господи, силы сохранить Тебе верность наших сердец и введи нас в радость Твоей Небесной Церкви! Аминь.

Альманах "Задонский паломник", № 101