"ЛЮБИМ ЛИ? ВЕРУЕМ ЛИ?" схимитрополит Никон (Васин) о коронавирусе и не только

Слово Высокопреосвященнейшего схимитрополита Никона (Васина),
бывшего главы Липецкой митрополии (2003-2019). Великий пост, 2020 год. 

"ЛЮБИМ ЛИ? ВЕРУЕМ ЛИ?"

Дорогие мои, появился очередной вирус, и им стараются запугать всё человечество. Кому-то выгодно, чтобы люди всей земли возроптали на Господа, чтобы, подавленные страхом и сомнением, окончательно озлобились бы и прекратили прославлять своего Спасителя. Насколько продолжительным будет это испытание, не знаю. Но, думаю, чью-то злую волю Господь обратит во благо всем любящим Его (ср. Рим 8:28).

Здесь главный вопрос совсем вдругом: Любим ли? Веруем ли?

*   *   *

Конечно, пора внимательно присмотреться: а как мы веруем? Давно пора остановиться, чтобы сосредоточить свой ум и проанализировать: а что как христиане – как чада Божии – мы потеряли или приобрели к этому моменту жизни? Как на самом деле мы относимся к Нему – к Отцу и Господу своему? Как мы живем? Слышим ли Его?

Если задуматься о том, как живем, окажется, что мы ведь не с Богом сроднились, а с суетой этого мира. Оттого жизнь наша духовная не течет, а капает. И если обращаемся ко Господу, то в основном «на бегу» – механически. Так же механически, без должного уготовления, приступаем к Святым Таинствам. Мы ведь делаем это, «чтобы все было хорошо», чтобы ничто нас не тревожило, чтобы никто не обижал…

Мало кто живет ради того, чтобы разделить со Христом скорбь, восходя с Ним на Голгофу, – большинство от Бога ищет только утешений, потому что цель земной жизни люди заключают в стяжании удовольствий. И потому первой же угрозы потерять привычный комфорт бывает достаточно, чтобы поколебать такую суетную веру, чтобы сделалась она еще теплохладнее, почти неживой.

Мы почему-то не задумываемся, что перед страхом упустить любое удовольствие материальное, временное, тленное мы готовы омрачать свои взаимоотношения с Богом, отвергая Его к нам любовь. Не задумываемся и когда наша вера помрачается страхом перед лицом земной смерти. Всё это уже говорит о том, что наш путь далеко ушел от чистоты, от благочестия, от Божественного Замысла о нас, а значит, мрак уныния, озлобления и страданий может стать для человечества вечной неизбежностью.

Теперь мы ропщем на Бога, обижены на Него, но Господь не создавал смерти. Любое греховное зло, несущее за собой смерть, – НЕ Его творение. Любые страдания и болезни, любые скорбные испытания – плод НАШЕГО непослушания заповедям Спасителя, плод нашей к Нему нелюбви, плод нашей неприязни, злобы и немилосердия друг к другу, которыми мы изо дня в день продолжаем наполнять и эту жизнь, и эту землю…

Веруем ли, если даже сейчас, в период испытаний, судя по своим чувствам, по своим делам, мы вместо покаяния приносим Богу обвинения в нелюбви и гневе?

*   *   *

Но в чем мы увидели гнев Божий? Если бы Господь изменил Свое отношение к человечеству на гнев, об этом в первую очередь свидетельствовала бы нам Его послушница природа.

Но посмотрите вокруг – она ведь радуется! Радуется потому, что внимает Воле Господа своего: погода прекрасная, всё вокруг вновь оживает цветением и благоуханием, солнышко играет, утешает нас, цветочки распускаются, вновь появились грибы, и дождик еще посылается «на праведных и неправедных», – всё говорит о том, что еще не отвратил от нас Своей Милости Господь. Несмотря на наши беззакония, жизнь еще продолжается, жизнь жительствует.

И даже сейчас, когда мы уповаем на победу карантинных мер и вакцин, Господь – Врач душ и телес, наш Искупитель и Спаситель, Победитель смерти – стоит у дверей наших сердец и стучит… «Покайтесь, возлюбленные», – просит. Он войдет к каждому, кто Ему отворит. Он вновь омоет, исцелит, разбудит к Вечности наши напитанные грехом и пороком сердца. Осталось только отворить. А мы не хотим, не слышим…

*   *   *

Господь неустанно старается вразумить нас, чтобы мы осознали: скорби, нестроения, болезни – это те плоды, которые приносит греховность нашей жизни. До сей поры Он очень мягко старался разбудить нас (я удивляюсь, насколько долготерпеливо). Вот вспомните, например, таких аномальных погодных явлений, как в последние годы, в наших краях прежде не было. И ведь совсем недавно всебыли в недоумении: «Почему так?» – но в то же время никто не увидел своей вины в этом сбое, никто не сокрушался, не молился... Мы думали, что все это само пройдет, однако, как видим, не проходит – пришли другие тяжелые испытания. Потому что не покаялись, а еще более озлобились на Бога: всего нам было мало, все нам было не так...

Дорогие, вот из-за этой нашей духовной глухоты, немилосердия, неблагодарности Богу Его кроткого стука, видимо, уже недостаточно. Человечество не слышит, не понимает Его вразумлений. Мы духовно уже почти неживые – и, вероятно, вывести нас из этого состояния уже возможно только «электрошоком», чтобы мы наконец-то остановились, затихли и задумались: как и зачем живем? что ожидает нас в Вечности?

*   *   *

Благодарю Господа за то, что сегодня, если не перед страхом Божиим, так хоть перед страхом вируса, у человечества наконец-то возник вопрос: как жить дальше? Потому что дальше так жить, действительно, нельзя. Распоясались мы… Это МЫ настолько приблизили земную жизнь к закату, что не знаю, хватит ли нам оставшегося времени хоть что-либо исправить. Время упущено…

Но посмотрите: Господь ведь опять подсказывает нам. И даже коронавирусной инфекции он попускает быть для того, чтобы спасти нас от погибели. Быть может, почувствовав смертоносность пандемии, люди задумаются о ее причине: о еще гораздо более страшном всемирном бедствии – пандемии грехов, пороков, духа немилосердия и нелюбви не только к ближним, но и к Богу. Будучи носителями греха и порока, мы сами сеем смерть на этой земле и сами обрекаем себя на нескончаемую муку в Вечности.

*   *   *

Если мы и сейчас не опомнимся, возможно, терпение нашего Спасителя к роду человеческому на нас и иссякнет. И следом придут такие скорби, во время которых что-либо исправить уже будет невозможно. Давайте не будем приближать то апокалиптическое состояние мира, о котором свидетельствовал Иоанн Богослов: «…и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих… и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр 16:10-11, 9).

*   *   *

Дорогие мои, нам бы всем объединиться и прильнуть ко Господу – со слезами благодарности сердцем обнять Его прободенные нас ради ножки. Приняв под Свой Отеческий кров, Он ведь никогда не оставит нас сирыми!

Мы уже упустили слишком много времени, и теперь в мире происходят разные события, которые будут стремительно меняться не во спасение человеческих душ. Христианину некогда и незачем внимать всей этой информации, потому что у властей «мiра сего» свои цели и законы, а у нас, христиан, – заповеди Божии. Для нас главным событием, центром нашей жизни, центром всех устремлений должна быть Пасха Христова – победа нескончаемой Любви и Жизни над вечной мукой и смертью. Вот тогда «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс 28:11).

*   *   *

Память о Воскресении Спасителя рода человеческого должна всегда наполнять наши будни радостью, светом, милосердием. Пусть особым утешением для нас станет осознание того, что ВСЁ происходящее вокруг – это ВРАЗУМЛЕНИЕ и Отеческая забота Господа об избавлении от плена вечных мук каждой души, которая откликнется на Его призыв. Поэтому не унывать надо, а радоваться и благодарить! Ведь пока приходят к нам вразумления, значит, и Милость Божия все еще с нами.

Дорогие, я хотел бы, чтобы вы заботились не только о себе, но и о других. А особо – об унывающих и озлобленных. Объясняйте ВСЕМ, что нынешние события – не наказание, а призыв к исправлению жизни, к избавлению от погибели. Призывайте всех внимать этому вразумлению Свыше. Призывайте всех начать труды глубокого сердечного покаяния, чтобы войти в состояние милосердия и любви не только друг к другу, но и к Богу. Только тогда жизнь наша просветлеет радостью.

Конечно, мы ждем от Господа скорого утешения, но теперь его нужно заслужить – пришло время очистительное, когда пора вспомнить слова апостола: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор 1:5), – это значит, что истинную радость и ликование мы можем обретать, только восходя на свою голгофу покаяния. Не может в нашей жизни восторжествовать победа над смертью, если прежде мы не вступим в борьбу с одолевающими нас мiром, плотью и диаволом.

*   *   *

Дорогие мои, я прошу вас все нынешние и грядущие испытания претерпевать ради любви ко Господу. Давайте отныне со смирением благодарно принимать из Его любящих рук ВСЁ: и спасительные радости, и спасительные скорби.

И если в предстоящих испытаниях нам будет преграждаться путь в храм, пусть и это тоже поможет нам задуматься о том, что каждый содеянный нами грех преграждает путь в Царствие Небесное на торжество ВЕЧНОЙ любви, радости и ликования. А потому, памятуя о своих беззакониях, давайте будем воспринимать любые испытания нашей веры благоразумно и смиренно, чтобы, претерпевая временное, приобретать вечное. Пусть любые обстоятельства помогут нам стяжать смиренное милующее сердце. Нам милосердием нужно искупать свою вину, свои грехи, чтобы быть сопричисленными к любящим Бога, которым ВСЁ во благо (ср. Рим 8:28).

Будем же беречь каждую минуту, чтобы подобно апостолам благодарно прославлять своей жизнью Господа: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор 1:3-5).