Хотелось больше Богу послужить

Тот, кто отдал Господу безраздельно свое сердце, тот желает и послужить Господу всей своей жизнью. Так случилось с одним из прихожан Успенского храма, ныне его клириком иереем Виталием Измайловым.

В храм будущего священника, работавшего до принятия сана в Усманском отделении полиции, привела скорбь, а оставила – коснувшаяся сердца благодать. Чтобы разобраться в своем ожившем внутреннем мире, отец Виталий начал читать духовные книги, благо к этому времени недостатка в них не было.

– Какая-то книга произвела особое впечатление?

– Авва Дорофей. Добротолюбие. Я с нее начал. Она хоть для иноков писалась, но сами законы духовные, что для мирян, что для монахов – одинаковые. Господь в Евангелии не разделяет Свои Заповеди для разных социальных состояний человека. Могут отличаться внешние особенности жизни, а внутренний человек живет по единому духовному закону – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и возлюби ближнего твоего, как самого себя (ср. Мф 22:37-39). Писания святых отцов, опытно прошедших путь любви, помогают нам правильно настроиться на духовную жизнь.

Очень понравились труды святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». В семинарии много хорошего давали для чтения. Спустя пять-семь лет служения в сане, что-то, конечно, из опыта открывается. Но без учения святых отцов по пути спасения идти невозможно.

– Расскажите, пожалуйста, как пришло решение стать священнослужителем?

– Когда стал причащаться, то такая радость была, что по три дня после как на крыльях летал. Потом, как батюшкой стал, то состояние ушло… Видимо Господь так на служение Ему призывал. Со временем мне стало мало просто в храм ходить, чего-то не хватало… Хотелось больше Богу послужить.

Такое непреодолимое желание принять священнический сан возникло, что не мог ему противиться. Пришел к отцу Олегу с этим вопросом. Отец настоятель посоветовал подождать.

Я сейчас и сам другим подождать с этим решением советую. Когда начинаешь Бога благодарить за Литургией, состояние непередаваемое, но и испытания у священника совсем иные – и внешние, и внутренние.

Надо большую решимость иметь, что согласен ради служения Спасителю все претерпеть, – поделился воспоминаниями отец Виталий.

Для семьи такое решение было неожиданным. Поначалу близкие были против, но потом поняли, что такой выбор был единственно верным для человека, который не знал, как еще благодарить Бога за радость обретенной веры в Него.

– Батюшка, какое значение в жизни человека имеет посещение храма?

– Храм создается ради совершения Таинства Евхаристии. Сердце храма – престол, который находится в алтаре. На престоле приносится Бескровная Жертва. Только здесь мы соединяемся со Христом, принимая Тело и Кровь Его. На Тайной Вечери Господь сказал Своим ученикам, а через них – всем нам: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:2-28).

 Архиерейское богослужение в Успенском храме Усмани, 2016 год

В Таинстве Евхаристии (Причащения) омываются наши грехи, разрешенные в Таинстве Исповеди. Поэтому православные приходят в храм для причащения души Божественной благодатью, в которой человек черпает силы для своей жизни, для семьи, для труда.

Многим сегодня стало особенно трудно жить, не только материально, но и душевно, духовно, а здесь благодать Божия укрепляет в несении скорбей, испытаний, и люди это чувствуют. Даже если человек просто пришел помолиться за Божественной литургией, – он участвует в благодарении Богу, ибо слово «Евхаристия» переводится как «благодарение».

Как только мы начинаем благодарить Бога, то начинает ощущать Его благодать; понимать, что мы не одни, что с нами Господь Всемогущий, Он нас ведет ко спасению души, помогает в этой временной жизни справляться с различными обстоятельствами.

– Прихожане с годами меняются?

– Прихожане меняются, – становятся духовно глубже. Бывает, приходит человек на исповедь, выслушаешь его, побеседуешь и понимаешь, что не просто так человек пришел, что он сознательно хочет жить верой православной, пытается разобраться в себе, перестроить свою жизнь согласно Заповедям.

Лет десять назад, когда сам начинал только в храм ходить, было по-другому. Многие по веянию времени приходили, формально. А сейчас чувствуется, что быть православным христианином – не пустой звук для человека.

… Прихожане меняются, а с ними и сам меняешься. До священства осуждал людей за какие-то видимые недостатки, а сейчас вижу, как многие искренне каются пред Господом в содеянных грехах и приходит понимание, что таланты у всех разные. Одним больше добродетелей от рождения дано, другим – меньше. Но все они дороги Господу, за всех Он Кровь пролил и ждет покаяния от каждого человека, чтобы простить и помиловать. А мы же не видим, что в душе человека совершается, и осуждаем других.

– Есть люди, которые бояться идти на исповедь – грехов много, что батюшка подумает?

– Да ведь священник не судья. Он молиться должен о людях, помогать им. Кроме того, батюшка и свои грехи имеет по немощи человеческой. Когда человек на исповеди честно свои грехи называет, не пытается их как-то сгладить, оправдать себя, то, наоборот радуешься за него, думаешь: «Вот молодец! Смог себя осудить, открыть свои язвы греховные пред Господом». Такой человек на правильном пути стоит. 

– Но почему нельзя просто сказать: «Прости меня, Господи!»

– Можно и просто сказать «Прости, Господи!», но смысл исповеди не только в том, чтобы признать конкретный грех и покаяться в нем, а в том, чтобы Господь исцелил человеческую поврежденную природу. Ведь Исповедь в храме – это Таинство, т.е. прямое воздействие благодати Божией на человека, которая помогает помочь быстрее и точно рассмотреть корень греха, с которым надо бороться.

Святые отцы сравнивают наше сердце с полем, которое надо возделывать от сорняков. Так вот, мы можем их каждый день косить, и год от года на нем ничего меняться не будет. Оно останется таким же заросшим. А можем выдергивать сорняк с корнем. Тогда через несколько лет поле от сора очистится и даст хороший урожай.

По большому счету мы только в храме можем понять смысл Исповеди, когда начнем правильно оценить свою жизнь, поступки с позиций добра и зла. Кроме того, только в Таинстве Исповеди Господь может снять с души человека тяжесть содеянного. Есть люди, которые в таких тяжелых грехах каются, что начинаешь Бога благодарить за Его милосердие, что дал человеку осознать грех, дал силу и мужество принести покаяние. Не раз приходилось наблюдать, как человек после чистосердечной исповеди, словно заново жить начинает.

Регулярная исповедь позволят верующим увидеть корень греха. Отдельный поступок – только отросток этого корня. В исповеди важно себя осознать как грешника, увидеть в свете Евангельской истины себя настоящего, а не просто отдельные грехи перечислить. Смысл исповеди – научиться жить правильно, праведно, радостно. Чтобы ты радовался этой жизни, а не унывал и печалился. Чтобы проснулся и Бога благодарил, чтобы за каждый миг жизни Его благодарил, будь то скорбь, или радость. 

– Действительно, посмотришь, развлечений в наше время много, а радости у людей мало…

– Потому что не умеют найти радость в самом простом. А самое простое – это любовь. Но мы из-за порабощенности грехом любить не умеем. И только Господь нас от этого рабства избавить может. Только если мы сами захотим и в знак произволения со своей стороны тоже усилия к исправлению жизни приложим.

– Батюшка, что является главным в приходской жизни?

– Постоянство – прибегать в молитвах к Богу и когда хорошо, и когда трудно. Приходить в храм регулярно. Потому что верующему, прежде всего Христос нужен. А Христос – в храме, в Святых Таинствах. Без Христа человек не может жить духовно, не имеет надежды на жизнь вечную в Царствии Божьем. Царствие же Божие открывается по слову Спасителя уже здесь, зарождается внутри сердца человеческого: «Царствие Божие внутрь вас есть», – сказано в Евангелии (Лк 17:21). Еще же и то сказано: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 06:21). Поэтому в сердце должен быть Христос, а не разговоры или песни о Нем. Но Христос только в чистом сердце бывает, которое в Таинстве Исповеди Сам очищает от всякой скверны, которую кающийся священнику открывает, веруя, что его покаяние Сам Господь приемлет. 

– Должно ли что-то кардинально измениться в жизни человека с приходом в храм?

– Когда человек видит, что его на камеру снимают, он меняет свое внешнее поведение. Придя в храм, человек должен осознать, что на него каждый миг Господь взирает, и не только на внешнее поведение, но и на потаенное в сердце. Поэтому православный должен жить в ощущении присутствия Божия и оценивать с этой позиции все внутренние движения своей души, свое поведение, внешность. Стараться жить по Заповедям Божиим и тем самым позволить Богу тобой руководить, в тебе действовать. И, конечно, верующий должен стараться быть мягче по отношению к окружающим.

– Что радует сегодня в жизни прихода?

– Люди в своем большинстве приходят в храм осмысленно, сознательно исповедуются, готовятся к этому Таинству заранее, поверяя свою совесть. Читают святых отцов, стремятся правильно понять духовную жизнь – не так, как мы ее представляем, а как Господь того от нас ждет.

Радует, что на Пасху прихожане стремятся причастится не потому что раз в год в этот день в храм пришли, а потому что хотят в этот всесветлый праздник с Христом Воскресшим соединиться.

– Можете вспомнить самый яркий случай из жизни в Церкви?

– Причастие.

– Батюшка, что пожелаете верующим?

– Духовной жизни надо учиться, познавать ее. Для этого надо читать духовную литературу. Но чтобы полученные знания о духовной жизни реализовать, принести Господу добрый плод своей жизни, необходимо причащаться Тела и Крови Христовой.

Кроме того, христианином надо быть не только в храме, но и в семье, на работе. Нести туда любовь и благодать, полученную в Таинствах Церкви. Если ты муж – то будь хорошим мужем, если плотник – то хорошим плотником, если полы дома моешь – то хорошо помой. Все делать настолько хорошо, насколько можешь, как для Христа. Изгонять лень, нерадение, особенно – к посещению храма, – посоветовал батюшка.

О том, какие плоды может принести борьба с ленью, поведал нам алтарник храма Димитрий, честно признавшийся, что в подростковом возрасте ему очень не хотелось ходить на богослужения.

По статье "Главное - получить спасение". Жизнь прихода Успенского храма города Усмани