Храм Святой Троицы бывшего села Селки

При подъезде к Липецку со стороны Тамбова взор привлекают светлые стены храма, стоящего на правом берегу Воронежа, в районе города, известном под названием Сокольское. К сожалению, с 1989 г. и по настоящее время здание православного храма используется под молитвенный дом общиной евангельских христиан-баптистов, получивших его по недальновидному решению городских властей. А после ремонта, проведенного новыми хозяевами, и выглядит Троицкий храм как инославный. Все попытки епархии и верующих, предпринятые за эти годы, вернуть храм в лоно Православной Церкви пока оканчиваются неудачно. А ведь сооружён Троицкий храм на средства наших православных предков, в нём крестили, венчали и отпевали несколько поколений жителей бывшего с. Сокольское, чьи потомки сегодня попрежнему остаются без приходского храма. Деревянная церковь "во имя Живоначальныя Троицы" в вотчине князя Алексея Никитича Трубецкого в селе Соколье упоминается в писцовых книгах “Письма и меры” Григория Киреевского "с товарищи" 1626–1627 и 1627–1628 гг. А "к той церкви церковные земли 25 чети, сена по урочищам 50 копен". В 1647 г. на месте отобранного "на государя" с. Соколье был основан город крепость Белгородской засечной черты – Сокольск.

Вместе с пограничной крепостью здесь, на реке Воронеж, появилась крупная верфь, где велось строительство стругов для донских отпусков и Азовской флотилии. Так деревянная Троицкая церковь после основания крепости в селе Соколье стала соборным храмом города Сокольска. В феврале 1674 г. в Разрядный приказ поступило челобитье священнослужителей Троицкой соборной церкви г. Сокольска, в котором "попы Иван да Матфей" били челом государю: "Служим мы, государь, богомольцы твои, у престола Живоначальныя Троицы да в пределе Святого великомученика Димитрия у твоего, государева, богомолья лет з двадцать и болши, а твоево, великого государя, денежныя руги и отсыпного хлеба нам, богомольцам твоим, нет". Далее священники жаловались на то, что в соседних сёлах Ярлуково и Кузьминке при приходских церквях числится по 45 четвертей земли "в поле, а в дву потомуж", а при соборной церкви Сокольска всего 25 четвертей. В связи с этим они просили пожаловать им бывшую Семёновскую пустошь князя А.Н. Трубецкого на речке Семёновке "сорок чети в поле, а в дву потомуж", которые "лежат порозжа и никому не отдана и спору о той земле ни от ково не будет… Пожалуй нас, государь, вместо своево великого государя денежного и хлебного жалованья к своему царскому богомольцу к церкви Святыя Живоначальныя Троицы тою Семёновскою пустошью и сенными покосы".

В указе царя Алексея Михайловича в ответ на это челобитье написано: "… и тое б землю велел отказать к соборной Живоначальной Троицы к прежней дачи к двадцати к пяти четям…" В этом документе заслуживает внимание так же и то обстоятельство, что священнослужители Троицкой церкви упоминают в своём челобитье придел св. Димитрия Солунского. Видимо, после строительства Сокольской крепости и последовавшего за этим увеличения числа прихожан соборного храма потребовалось расширить существующюю церковь путем пристройки к ней придельного алтаря. В окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. при Троицкой церкви показаны "двор попа Ивана, двор попа Матфея, двор пономарев, двор просвирницын".

В приходе храма насчитывалось 92 двора драгунских, 8 дворов рейтар, трубачей и литаврщиков, 30 дворов драгунских и солдатских, 18 дворов пушкарских, 2 двора воротников, 30 дворов "драгунских и пушкарских половинщиков", 25 дворов бобыльских, а всего 210 дворов. Причт храма владел тридцатью шестью четвертями земли в трёх полях, сенными покосами "на пятьдесят копен", а “рыбных ловлей” не было. В середине XVIII в. пришедший к тому времени в ветхое состояние деревянный храм был заменён новым. Согласно документам 1820 г., это произошло в 1769 г., по данным 1838 г. – ещё в 1740 г. В 1820 г. в приходе Троицкой церкви было 92 двора, в которых проживало 405 душ мужского и 422 души женского пола. Менее чем через 20 лет, в 1838 г., в приходе начитывалось уже 110 дворов, а прихожан – 485 мужчин и 468 женщин.

Интересен документ, подробно расписывающий состав прихода в это время: "…титулярный советник Павел Борисович Плотников, дворовых людей: мужчин 2, женщин 3; помещица девица Варвара Петровна Парамзина, дворовых людей: мужчин 13, женщин 8, крестьян: дворов 2, мужчин 13, женщин 13; вдова прапорщица Надежда Феофилактовна Андреева, дворовых людей: мужчин 4, женщин 6; крестьян: дворов 1, мужчин 4, женщин 3; вдова майорша Мария Григорьевна Колобова, дворовых людей: мужчин 11, женщин 12; коллежский секретарь Андрей Никитович Андреев, дворовых людей: мужчин 6, женщин 7; вдова регистраторша Татьяна Георгиевна Колесникова; губернский секретарь Марк Алексеевич Росляков, дворовых людей: мужчин 7, женщин 7; помещика Павла Павловича Плотникова, который здесь не живёт, крестьян: дворов 3, мужчин 10, женщин 10; мещан: дворов 3, мужчин 16, женщин 10; однодворцев: дворов 94, мужчин 392, женщин 379". Храму принадлежало в это время 33 десятины земли. Проект на построение вместо деревянной каменной Троицкой церкви был утверждён в 1833 г., но производство работ "за нерадением прихожан" долго не начиналось. Активные строительные работы начались, видимо, в начале 1840-х гг.

К 1844 г. была закончена трапезная часть и в ней освящён перенесенный из упразднённой обветшавшей деревянной церкви Казанской иконы Божией Матери престол во имя этого глубоко почитаемого русским православным народом образа Богоматери. Главный престол во имя Святой Троицы был освящён в 1848 г. на антиминсе, "священнодействованном" епископом Тамбовским Николаем. Датой окончательного завершения строительства Троицкого храма принято считать 1850 г., когда, по всей видимости, были полностью закончены отделочные работы. Благодаря сохранившемуся описанию "вновь отстроенной Троицкой каменного здания церкви", составленному в октябре 1854 г., мы можем сегодня наглядно представить, как выглядел храм полтора века назад. Церковь имела следующие размеры: длина с алтарной апсидой – 48, ширина – 12, а высота – 33 арш. Купол на храмовой части был покрыт железом и выкрашен медянкой, а железный крест "вызлащен".

Колокольню тоже венчала покрытая железом глава с металлическим "вызлащенным" крестом. На каменной трёхъярусной колокольне было пять колоколов. По данным описи 1854 г., первый весил 12 пудов, второй – 5, третий – 3, четвёртый – 2, а пятый – 0,5 пуда. Позднее на деньги, полученные от продажи упразднённой Казанской церкви, был приобретён колокол весом 66 пудов 39 фунто1. Иконостасы главного и придельного алтарей были выполнены из соснового леса. Составленное описание позволяет наглядно их представить: "В церкви иконостас, выкрашенный белой краской. Царские врата резные, с изображением Св. Троицы вызолочены. В нижнем ярусе иконостаса, с правой стороны от Царских врат: 1 – образ Спасителя, 2 – на южных дверях дьяконника изображение Архангела Михаила, поражающего дракона, 3 – образ Святителя Николая. На клеймах над образом Спасителя – изображение апостола Петра, над южными дверями – апостола Матфея, над образом Николая Чудотворца – апостола Якова. С левой стороны от Царских врат: 1 – образ Иверской Божией Матери, 2 – на дверях дьяконника изображение Архангела Гавриила, 3 – образ Алексия, Митрополита Московского. На клеймах над иконою Божией Матери – изображение апостола Павла, над северными дверями – Иоанна Богослова, над образом Алексия, Митрополита Московского, – изображение апостола Фомы.

В среднем ярусе иконостаса – в середине изображение Спасителя, сидящего на престоле. С правой стороны от него – образ Иоанна Крестителя, над которым икона с изображением апостолов Иакова Алфеева и Симона Зилота. С левой стороны – образ Марии Магдалины, над которым икона с изображением апостолов Фаддея и Филиппа. В верхнем ярусе, в середине под аркой, – “Вознесение Господне”, по правую сторону – образ апостола Варфоломея, по левую – апостола Андрея.

Венчал иконостас Крест Спасителя живописной работы. Иконостас придела имел резные позолоченные Царские врата. На них иконы “Благовещение” и 4-х евангелистов. С правой стороны Царских врат – образ Спасителя и изображение Алексия, человека Божия. С левой – образ Божией Матери и образ святителя Митрофания Воронежского. Над Царскими вратами – икона “Святое Семейство”, по правую – сторону изображение Нерукотворного Образа, по левую – “Усекновенной главы Иоанна Предтечи". В ризнице Троицкого храма хранилась следующая серебряная утварь: "три креста позолоченных весом 1,5 фунта, 3/4 фунта и 1/2 фунта, 2 дарохранительницы весом по 1/2 фунта, 2 потира весом 1 фунт и 3/4 фунта 4 золотника, 2 дискоса по 1/2 фунта и 27 золотников, 2 звездницы по 1/4 фунта и 12 золотников, четыре тарелочки весом 44 золотника, 2 ковшика в 19 золотников и 21 золотник, 2 лжицы по 5 золотников, 2 ковчега, один из которых (из придела) весом 1 фунт, два кадила одно в 1/8 фунта и второе в 90 золотников". Кроме того, Евангелия 1694 (два простых), 1751, 1782 гг. – с серебряными накладками, а также 4 Библии 1818 и 1819 гг., Псалтырь 1764 г. и два Устава 1773 и 1781 гг.

В 1876 г. приход Троицкого храма бывшего г. Сокольска составлял 800 душ мужского и 880 душ женского пола, храму принадлежало 100 десятин удобной земли и 4 – неудобной. В 1902 г. в приходе насчитывалось 347 дворов, в которых проживала 1 121 душа мужского пола. С ростом прихода Троицкая церковь стала тесна и 16 февраля 1902 г. по ходатайству прихожан Тамбовская духовная консистория отправила на рассмотрение в Строительное отделение Тамбовского губернского Правления "план на распространение каменной церкви в с. Сокольское Липецкого уезда с пояснительною к нему запискою" Тамбовского губернского архитектора Миролюбова. План был рассмотрен и утверждён 25 февраля того же года. По данным 1910 г., в приходе уже 387 дворов с 1 336 душами мужского и 1 313 женского пола. Церкви принадлежало 100 десятин полевой земли и 2 церковные усадьбы. В 1914 г. Троицкой церкви принадлежало 103 дес. 1 969 саженей земли и 1 десятина 1 200 саженей было под усадьбой. При Троицкой церкви с 1892 г. года действовала церковно-приходская школа, для которой в 1898 г. было построено собственное деревянное здание16. В 1902 г. в ней обучалось 34 ученицы. В сентябре 1910 г. Троицкий храм посетил Преосвященный Кирилл, епископ Тамбовский и Шацкий. Владыка нашел его "благолепно украшенным", а самих прихожан "…несмотря на близость к городу религиозными и отличающимися преданностью к храму.

При храме существует хороший хор певчих". Успехи 76 девочек, обучающихся в церковной школе, были найдены хорошими. Собравшимся для встречи Владыки многочисленным прихожанам Преосвященный Кирилл сказал тогда следующее поучение: "Ваш храм посвящён событию сошествия Святого Духа на апостолов. При входе в храм ваш есть изображение Сошествия Святого Духа Храм самим существованием своим указывает, что мы, живущие на земле, имеем надежное руководство в Святом Духе, как водимые Святым Духом, мы должны являть в своей жизни те плоды, какие он производит в людях Поэтому мы всячески должны стараться не препятствовать Святому Духу подойти к нам. Насильно Господь никого не спасет. От нас требуется желание принять Дары Божии; прежде всего это желание выражается в усердии к посещению храма. А затем, получивши Дары Божии, нужно оберегать полученное. Уходя домой, не нужно оставлять у порога церковного полученные в церкви Дары, а нести домой и сохранять их. Призвать вас к постоянному хранению сокровищ веры мы и пришли к вам".

Штат служителей Троицкой церкви включал священника, диакона и псаломщика. Более 40 лет прослужил в Троицком храме протоиерей Клавдий Дмитриевич Орлов, пользовавшийся огромным уважением и любовью своих прихожан. Сын протоиерея Вознесенской церкви Липецка, он родился в 1834 г., окончил Тамбовскую духовную семинарию и 22 октября 1855 г. был рукоположен в священника. В 1871 г., после смерти священника Алексея Поспелова, назначен настоятелем Троицкой церкви бывшего города Сокольска. За долгое время беспорочной службы в этом храме о. Клавдий был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом, саном протоиерея и орденом св. Анны III степени. Последнее подробное описание храма относится к советскому периоду и связано с проведением учёта церковного имущества.

В составленной в марте 1922 г. описи имущества Троицкой церкви значатся: трёхъярусный иконостас, в котором размещалось 18 икон в металлических ризах за стеклом, 4 иконы правого и левого клиросов с изображением Божией Матери в металлических ризах, шесть простых живописных с позолотой икон, двадцать икон с изображениями разных святых, бронзовая люстра в 24 свечи и металлическая в 12 свечей, 12 больших подсвечников, два паникадила, шесть лампад. Из церковной утвари достойны упоминания серебряный позолоченный крест, серебряная дарохранительница, два серебряных потира, две звездницы и дискос. Изъятие серебряной церковной утвари по этой описи 64 золотников 72 долей состоялось в марте и 2 фунтов 13 золотников – 28 апреля 1922 г. После этого верующие обратились в комиссию по изъятию ценностей с просьбой заменить церковную утварь равноценными серебряными предметами домашнего обихода, но получили такой ответ: "В просьбе верующих отказать, считая подобные явления антисоветскими, так как церковные советы и духовенство будут отыгрываться на тёмной и бедной массе, некоторые в силу религиозных убеждений отдадут последнее". Закрытие Троицкого храма состоялось в начале 1930-х гг.

В 1959 г. село Сокольское вошло в черту города Липецка. Неизвестно, как использовалось здание Троицкого храма после его закрытия, но 11 августа 1989 г. решением Правобережного райисполкома г. Липецка № 921 пустовавшее здание церкви было передано общине евангельских христиан-баптистов. Произошло это несмотря на то, что данное решение так и не было утверждено Липецким облисполкомом. Новые хозяева отремонтировали здание Троицкого храма на свой лад, исказив архитектурный облик памятника, перестроили внутренние помещения под свои цели, а православные жители бывшего с. Сокольское, предки которых строили и украшали Троицкий храм, продолжают совершать крестные ходы и молиться о том, чтобы он скорее возвратился в лоно Православной Церкви. Решение Правобережного райисполкома о передаче Троицкого храма было отменено распоряжением главы администрации г. Липецка № 296-р от 8 июня 1993 г., но возвращение храма православной общине так до сих пор и не состоялось. Есть надежда, что последние шаги, предпринятые Липецкой и Елецкой епархией в лице её правящего архиерея Преосвященного епископа Никона будут с пониманием встречены городскими властями и федеральными службами, отвечающими за сохранение и использование памятников истории и культуры, каковым является Троицкий храм бывшего села Сокольское. И уже в ближайшее время после необходимого ремонта и освящения поруганного храма он вновь соберет на молитву своих прихожан.

Священно- и церковнослужители храма Святой Троицы бывшего села Сокольское

Священники:

Лаврентий – 1627–1646

Андрей – 1627–1646

Иван – 1674

Матфей – 1674

Иванов Мефодий – 1716–1720

Попов Наум Васильевич – 1716–1720

Попов Савва Маркович – 1716–1720

Фёдоров Фёдор – 1781–1796

Комягин Алексей Иванович – 1796–1837

Комягин Мефодий Алексеевич – 1837–1848

Орлов Алексей – 1849–1850

Песков Александр Иванович – 1850

Поспелов Алексей Иосифович – 1850–1871

Трескин Алексей – 1871

Орлов Клавдий Дмитриевич – 1872–1911

Романовский Владимир Михайлович – 1911–1917

Диаконы:

Васильев Терентий – 1716

Осипов Епифан – 1781–1792

Осипов Степан – 1785

Комягин Алексей Иванович – 1795

Антипов Терентий – 1800–1833

Орловский Василий Петрович – 1834–1863

Андреев Афанасий Никитич – 1865–1871

Богомолов Максим Федотович – 1872–1905

Жданов Михаил Фёдорович – 1905–1913

Козловский Константин – 1913–1917

Дьячки:

Карп – 1646

Иванов Ивашка – 1646

Андреев Никита Григорьевич – 1781–1802

Яковлев Григорий – 1785

Андреев Афанасий Никитич – 1802–1844

Андреев Никита Афанасьевич – 1844–1865

Кротков Пётр – 1848–1849

Гостев Тимофей Логгинович – 1850–1868

Покровский Геннадий Михайлович – 1873–1875

Пономари:

Мартинов Василий – 1781–?

Марков Иван Иванович – 1790–1795

Фёдоров Иван – 1792

Марков Созонт Иванович – 1796–1843

Логгинов Варфоломей – 1837

Миловидов Пётр Александрович – 1838

Раненский Федор Петрович – 1844

Петров Фёдор – 1844–1847

Покровский Михаил Александрович – 1849–1873

Добронравов Тимофей Петрович – 1871

Псаломщики:

Покровский Геннадий Михайлович – 1875–1887

Жданов Владимир – 1887–1891

Серебряков Владимир Алексеевич – 1891–1895

Жданов Сергей – 1896–1899

Студенецкий Леонид Иванович – 1900–1906

Орлов Леонид Петрович – 1906–1913

Громогласов Дмитрий Андреевич – 1913–1917

Исторические сведения для сайта Липецкой митрополии
предоставлены начальником Государственной дирекции
по охране культурного наследия Липецкой области А. А. Найденовым