В память о пастыре

1 апреля 2021 года исполнилось 40 дней
со дня кончины почетного настоятеля храма сщмч. Уара г. Липецка

протоиерея Александра Сурикова. В память о пастыре публикуем одну из последних с ним бесед.

– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о своей семье, о ее традициях и ценностях, о первых Ваших шагах к Богу.

– Мой дедушка Петр Савельевич, отец мамы, был закоренелым большевиком, папа Георгий Александрович тоже был коммунистом. В жизни они ценили добропорядочность. Мама – Ульяна Петровна, в девичестве Крупко. Я был восьмым ребенком в семье, мы с братом Виктором последние – двойняшки. Виктор родился очень слабеньким и болезненным. Старшие братья и сестры не были крещеными. А нас с братом мама крестила по совету соседок-старушек. Они сказали: «Ульяна, окрести их, тогда или выздоровеет ребенок, или Господь призовет его к Себе». И он выздоровел.

Жили мы в городе Кургане, в Зауралье. Отслужив в армии, я покинул родные места из-за того, что девушка, которая провожала меня в армию, не дождалась. Моя сестра Елена в то время жила в Сочи, она позвала меня жить к себе. Я получил паспорт, купил билет и улетел в Сочи, там устроился работать в автобусный парк. В следующем 1977-ом году познакомился с липчанкой, выпускницей музыкального училища Галиной. Было это летом, а в сентябре я уже уехал к ней в Липецк. На Покров того же года у нас была свадьба. Венчались тайно, в храме Преображения Господня в Липецке. Венчал нас игумен Нафанаил (Черняк), который был настоятелем этого храма.

– Почему тайно? И почему вообще решили под венец идти? Чье это было желание?

– С одной стороны, я попал в очень верующую семью. А с другой – это было и мое желание. Вообще с детства, после того, как мама сообщила, что мы с братом единственные из всех детей крещеные (что послужило выздоровлению брата), я стал задумываться о Церкви, о Боге. А тайно венчались, потому что тесть работал в облисполкомовском гараже, а теща – в универмаге.

Первоначально мы жили в доме тестя. Через два с половиной года получили квартиру, съехали, а освободившуюся половину дома выкупил себе игумен Нафанаил и поселился там. Приезжая к теще с тестем, я всегда заходил к отцу Нафанаилу, беседовали. Он мне давал почитать какую-нибудь духовно-нравственную литературу. И чем больше я общался с ним, тем больше церковная жизнь меня привлекала. У отца Нафанаила я стал исповедоваться, причащаться.

В то время я работал водителем грузового автомобиля, был скользящий график: попадал работать и в воскресные дни, и в двунадесятые праздники. Только Пасху всегда проводил в храме, всегда менялся с напарниками. А в другие праздники, бывало, заезжал я на 5-10 минут в храм: постоишь, перекрестишься и опять спешишь на работу. Отец Нафанаил мне как-то сказал: «А ты задержись на 30-40 минут, твоя работа от тебя никуда не денется. А так почувствуешь силу Божию и благодать». И я действительно убедился в этом. Если в обычные дни, бывало, работал с утра до вечера, то когда стал задерживаться на службе, получалось уже в четыре часа вечера закончить работу. Я понял, что действительно Господь Своей всесильной помощью управляет все так, как это должно быть на самом деле, а не так, как мы себе это представляем.

В процессе общения с отцом Нафанаилом я принял решение посвятить себя Богу и Церкви. Это было примерно в 1979 году. В то время у меня уже была личная машина, а батюшка стал благочинным Липецкого церковного округа и настоятелем Христо-Рождественского храма Липецка. Когда я ему сказал о своем желании поступать в семинарию, отец Нафанаил не сразу дал свое согласие. Он сказал: «Давай поездим по церквям, по монастырям – посмотришь, поглубже узнаешь церковную жизнь, поближе познакомишься с духовенством, а то, может быть, в тебе взыграла какая-то романтика…»

– Как мудро…

– Чем чаще мы с ним посещали приходы, тем больше я утверждался в своем выборе. В итоге он дал мне журнал Московской Патриархии, где ежегодно печатались условия для поступления в духовную семинарию. Ровно год я готовился, выписывал в тетрадку все необходимые молитвы. Когда отправлялся в рейс, буквально на ходу учил псалмы. И когда я сказал отцу Нафанаилу, что готов, он трижды принимал у меня экзамены (у него самого было академическое образование), и только после третьего раза дал добро на сбор документов. На то время в Советском Союзе было всего три православных семинарии: в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе. Я хотел поступать в Московскую, убеждал отца Нафанаила, что у меня и машина есть, и Москва рядом, но он благословил только в Одессу. Как духовное чадо, я не мог ослушаться своего духовного наставника. Было это в 1984 году.

– Батюшка, каким Вам запомнился период вашего обучения?

– Учился я на дневном отделении. Хочу сказать, что ни в одном учебном заведении, где я учился до этого, я не испытывал такого интереса и такой жажды к учебе, как в семинарии. Каждый день давал что-то новое. Например, до семинарии я читал Библию, и в моем представлении рисовалась одна картина, а когда начал изучать ее в семинарии с толкованием, то совершенно другая картина предстала…

– Когда и где Вас рукополагали? Расскажите о начале своего служения.

– Рукополагал меня митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров) в Одессе: во диакона – в Успенском соборе на Покров 1985 года, а ровно через год – во иерея в Успенском храме Успенского мужского монастыря. Я потом всем говорил, что нахожусь под Покровом Божией Матери.

Первый приход, на который я был назначен указом управлявшего в то время Воронежско-Липецкой епархией митрополита Мефодия (Немцова), был приход храма Архангела Михаила в селе Кривополянье Чаплыгинского района. На то время настоятелем там был как раз отец Нафанаил. И тогда я прошел его дополнительную школу – истинного монаха. Думаю, что ни один женатый священник не может дать такого воспитания, как монашествующий. Тогда отец Нафанаил был уже архимандритом, и я под его руководством прослужил три года. В первую очередь батюшка требовал строжайшего соблюдения Устава, церковного канона. Требовал ничего не упускать, ко всему подходить очень ответственно. Бывало так: отслужишь Литургию и едешь кого-то исповедовать, причастить, пособоровать, жилье освятить, а приезжаешь часто за 15-20 минут до начала вечерней службы. Успевал только попить чайку. Вот так…

Он меня испытывал на выносливость, на преданность Церкви. Не хвалясь, скажу, что никогда я ему не высказал своих недовольств, ни слова ропота, хотя где-то в душе немного обижался на него за такую нагрузку. А сейчас благодарен Богу и ему, что прошел такую школу, чего и сам сейчас требую от своих «подчиненных». В том же духе я постарался воспитать и своих детей, в частности, старшего сына – священника отца Андрея…

После Кривополянья я был переведен в Христо-Рождественский храм Липецка. Там же служил, когда был назначен липецким благочинным. Затем был настоятелем Преображенского храма Липецка, Христо-Рождественского собора. А потом уже и в других городах и селах служил по два-три года, многие храмы надо было восстанавливать, поднимать…

– Это же были 90-е годы… Какие тогда были люди, батюшка? Какая атмосфера?

– Всякие люди находились. Но и тогда, и сейчас люди идут к Богу, спрашивают священников, ищут помощи и ответы на свои вопросы. Бывало, меня упрекали, что я брал на работу в храм совершенно нецерковных людей. Но я отвечал: «Откройте Евангелие, где пишется о том, как Хозяин виноградника призывал работников. Одних в девять часов, других в десять, и последних – за час до окончания работы. Но награду всем дал одинаковую». Так и у нас: кто-то имел возможность с детства прийти в храм. Кто-то, воспитываясь в семьях военных или учителей, не имел такой возможности, но приходил в храм позже и воцерковлялся.

– Расскажите о своем служении в храме священномученика Уара?

– Первую службу мы там совершили 31 декабря 2007 года. Потом почти восемь лет прослужили в железнодорожном вагончике, который оборудовали под временный храм. А в 2016 году по благословению Владыки Никона построили малый храм, с большей площадью и большей вместимостью прихожан. Рядом очень активно строились новые микрорайоны, которые заселялись, в основном, молодыми семьями, поэтому у нас образовался очень «молодой» приход. Мало было пожилых лиц, чуть больше – людей среднего возраста. На субботних и воскресных Литургиях половину причастников составляли дети.

Мне всегда было радостно видеть столько детей на службах, я говорил: «Никогда не отстраняйте от Причастия детей, даже если они ведут себя в храме, как дома. Это наши будущие прихожане, придет время, даст Бог, они и своих детей к нам приведут». Некоторые не понимали меня, просили быть с ними построже. Ну, я выйду, начну этих детишек как бы журить, а они смотрят на меня и улыбаются. «Батюшка, – говорят, – ты не умеешь ругаться».

– Отец Александр, а какое влияние оказал на Вас Владыка Никон (Васин)?

– С Владыкой всегда было очень легко служить – как с человеком, ведущим истинно духовный образ жизни. Прежде него я не встречал архиерея, который служил бы так часто, и, глядя на его служение, невольно ставил его себе в пример. Если в какой-то праздник хотелось бы и отдохнуть, и поставить на служение другого священника, всегда вспоминал: «Владыка-то служит, а я какое имею право не служить?»

– Что Вы делаете, когда заходите в тупик или когда обстоятельства Вас «загоняют в угол»?

– Даже не припомню, чтобы когда-то в моей жизни была по-настоящему тупиковая ситуация. Были трудные моменты, но я всегда себе старался говорить, что безвыходных ситуаций нет. Встанешь перед иконой, помолишься, попросишь Господа… и откуда ни возьмись, приходит помощь.

– Какую добродетель в людях ставите выше других и какой грех считаете наиболее аморальным?

– Любовь к ближним, добропорядочность и честность друг перед другом. А грех – это когда человек называет себя верующим, говорит, что он любит Бога, а сам поступает как язычник. Это кощунство и даже, можно сказать, хула на Бога.

– Батюшка, что Вы скажите Богу на сугубом суде: на что потратили данные Вам силы, волю, таланты?

– На суде я уже сказать ничего не смогу, потому что там будут говорить за меня мои земные дела – то, что я совершил или натворил при жизни.

– Можете ли Вы сказать, что Ваша жизнь была интересной?

– Конечно. Но думаю, за свои годы я сделал мало. Мог бы и больше сделать – и для Бога, и для Церкви, и для людей, и для семьи. 

 

Беседовала редакция отдела СМИ
Липецкой епархии