"В двенадцать лет я точно знал, что буду служить в церкви". Протоиерей Константин Гришин

Беседа с протоиереем Константином Гришиным, благочинным 1-го церковного округа Липецкой епархии, настоятелем Христо-Рождественского храма города Липецка

— Отец Константин, сколько лет Вы в священническом сане?
— С 1996-го года. Почти двадцать лет.
— А кем в детстве мечтали быть?
— В 12 лет я точно знал, что хочу служить в церкви, и представлял себя только священнослужителем.
— Расскажите, пожалуйста, что входит в обязанности благочинного?
— Благочинный — это помощник архиерея в конкретном церковном округе епархии. Он является связующим звеном между архиереем, Епархиальным управлением и духовенством благочиния. Контролирует правильность и своевременность исполнения духовенством своих богослужебных, миссионерских, просветительских и других обязанностей. 
— Вы видите очень много людей, беседуете с ними… Что сегодня чаще всего приводит человека в церковь?
— Живое ощущение конечности земного бытия. Нас ведь сегодня словно бы программируют жить долго и счастливо. Вот мысль о смерти и не приемлется современным человеком, пока он с ней не сталкивается, провожая родителей в последний путь, или при возникновении проблем со здоровьем, которые не может разрешить медицина. Тогда он приходит в церковь.
— Чтобы получить утешение?
— После похорон близких людей Церковь становится единственным связующим звеном с любимыми, ушедшими в иной мир. Что касается других скорбей, то чаще люди приходят в церковь в поиске чуда. 
— А чудеса происходят?
— Главное чудо — в изменении мировоззрения человека. Это  выражается в покаянии, борьбе с грехом, решимости строить свою дальнейшую жизнь в соответствии с Божьими Заповедями, с приходом к православной вере. 
Если же говорить о чудесах исцелений и других случаях чудесной помощи Божией — конечно, это есть. Жизнь в Церкви всегда сопровождается какими-то неординарными событиями — изменение самочувствия человека, изменение всей его жизни. Ведь в Церкви действует Божественная благодать, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».
— В современной приходской жизни ведь много сложностей?..
— Их несколько. Есть теперь такая тенденция отождествления священнослужителя с исполнителем некоей социальной услуги. Поэтому многие люди приходят в храм не ради молитвы, общения с Богом, а для решения своих конкретных жизненных вопросов.
Конечно, задача священника даже в такой ситуации заключается в том, чтобы познакомить человека с миром духовным, с молитвой как формой богообщения, показать красоту православного богослужения. 
Другая проблема связана с неправильным пониманием жизни прихода. Церковь является открытым для всех социальным учреждением. В Православной Церкви нет так называемого фейсконтроля — ограничения входа для людей по определенным критериям. Храм наполняется всеми желающими, а ведь многие далеко не блещут культурой общения. Но те, кто приходит в храм впервые, убеждены нередко, что в нем могут пребывать исключительно люди высокой духовной жизни. Неподобающее же отношение со стороны некоторых прихожан принимают за изъян Православной Церкви. Они не понимают, что Церковь есть духовная врачебница и в нее приходят люди, зараженные грехом, что проявляется и во внешнем поведении. Кроме того, некоторая часть прихожан — это одинокие люди, чувствующие свою ненужность. Встречаются люди и с психическими отклонениями, они находят в церкви утешение, возможность общения, которое со стороны может иногда казаться странноватым. Вот для кого-то это и является преткновением в посещении храма.
Конечно, большая часть прихожан приходит в церковь осознанно. Каждый такой человек — настоящее утешение для совести пастыря. Они ищут спасения души, духовного руководства, активно участвуют в жизни прихода, стремясь быть полезными церкви и ближним.
— Вы сказали о неправильном отношении прихожан к священнослужителям и друг к другу. А существуют ли ошибки, связанные с отношением к святому храму?
— Очень неприятно, когда люди не заботятся о своем храме.
— Например…
— Например, когда приносят свечи, купленные в другом месте. Видимо, такие люди не понимают, в чем назначение церковной свечи. Оно не столько в том, чтобы свеча сгорела на подсвечнике, сколько в том, что в ней выражается теплота жертвы на содержание и строительство конкретного храма, где она горит. Понятно, что мы жертвуем на храм сумму, превышающую, так сказать, себестоимость свечи, но в этом и есть смысл пожертвования, когда мы обмениваем результат своего труда на благоукрашение храма. 
— То есть, принесенные из дома свечи свидетельствуют об отсутствии любви и участия к своему храму?
— Конечно. Такой человек даже не задумывается, за чей счет в храме будет тепло и уютно, кто будет платить за отопление, свет, воду, за елей для лампад и прочее… 
— Некоторых смущает наличие цен на требы. Они считают, что в храме все должно быть бесплатно.
— Только эгоист хочет все получать, ничего не отдавая взамен. Подобное отношение к близким мы переносим и на отношение к храму, и на отношение к Богу. Нам необходимо учиться быть благодарными. И пожертвование не обязательно выражается в денежной сумме. Мы можем прийти в воскресный день и пожертвовать своим временем, чтобы в храме было чисто. Но мы же этого не делаем! Тогда следует заплатить другому — через пожертвование. Это очень простые и понятные вещи. Потому когда видишь на подсвечниках свечи, купленные где-то на стороне, понимаешь, что люди, которые их поставили, не ощущают храм своим — родным. Что не может не огорчать.
— Существуют ведь и другие формы помощи храму…
— Конечно! Например, в нашем приходе возникло на основе воскресной школы для взрослых целое сестричество, которое взяло на себя инициативу благоукрашения территории вокруг храма. Они живут очень интересной жизнью, общаются между собой, планируют, что сделать, какие цветы посадят. В процессе помощи храму такие прихожане с большим вниманием относятся и к храму своей души, обращаясь за советом к священнику не столько с житейскими вопросами, сколько с духовными.
Получается, что человек тратит свои силы, свое свободное время на помощь храму, но взамен получает полноценное общение и духовную радость — радость сделать не для себя, а для ближнего. Людям же приятно, когда вокруг храма красиво.
 Если у человека впервые появилось желание помочь храму, то что нужно сделать?
— Вообще не надо стесняться обращаться к священнику с вопросами, а в данном случае следует обратиться к настоятелю храма и спросить, какая нужна помощь. Недавно к нам приходила группа молодых ребят. Очень хорошо помогли в ремонте храма. Вот вам молодежь — трезвомыслящие, отличные ребята. Дай Бог им здоровья!
— Современная молодежь — хорошая?
— Замечательная! Мне кажется, она намного чище нас — более просто воспринимает слово о Христе, Евангелие. 
— Существуют какие-то особенности пастырского окормления молодежи? 
— Сегодня много говорится о необходимости развития форм работы с молодежью. Проводятся разные акции, мероприятия. Это правильно, но есть опасность стать для молодых людей не путеводителем к Богу, а неким конечным авторитетом. Кроме того, молодежь очень тонко чувствует фальшь, неискренность. Она не хочет делать что-то ради «галочки». 
Чтобы молодой человек остался в церкви, ему необходимо предложить именно служение Богу, раскрыть, в чем оно заключается, а не просто пригласить посидеть на конференциях, принять участие в акциях и т.п. Поэтому очень важно, чтобы молодежь видела в священнослужителях носителей истинного христианского духа и живой веры, ощущала искреннее участие к своим проблемам и настоящую любовь, чуждую равнодушию.
— Как Вы считаете, что главное в христианской жизни? 
— Не потерять общение с Богом, чтобы оно не переродилось в формальность. Вся жизнь христианина должна быть освящена живым общением с Богом.
— Молитвой?
— Не только молитвой, но и соблюдением постов и других предписаний Церкви, и конкретными делами. Например, пили вечером чай и не убрали за собой кружку. А где кружку оставили? Перед иконами! В этом тоже проявляется непочтительность к Богу. Наведи во всем чистоту, порядок и будь радостным.
— Радостных людей сейчас редко можно встретить. Отчего так?
— Это происходит от чрезмерного погружения в свои проблемы и от разочарования в общении с близкими, когда мы перестаем понимать друг друга.
— А почему люди, даже близкие, не понимают друг друга?
— Потому что каждый ищет своего, а не пользы ближнего и славы Божией. Люди грустят от того, что не умеют радоваться друг другу, не умеют радоваться Богу. Нам не хватает внутренних сил благодарить Бога за все. Мы перестаем радоваться, когда забываем Бога.
— Но ведь в Бога сейчас многие веруют!
— Дело не в том, что мы забываем о Его бытии, а в том, что мы не доверяем Его Промыслу о нас — считаем себя «умнее» Священного Писания. Мы руководствуемся собственным пониманием добра и зла и в итоге неправильно пользуемся правом выбора — даром внутренней свободы, не подчиняя свои желания Заповедям Божьим, а, наоборот, выбирая, какие Заповеди мы будем исполнять, а какие — нет. 
Это зачастую и является причиной нашей грусти — мы не умеем доверять Богу, не хотим пожертвовать ради Него своими страстями. Мы не имеем решимости оставить грех и полностью предаться воле Божией. Об этом говорили многие святые. Когда какая-либо страсть захватывает душу — гнев, сребролюбие, ложь, воровство, блуд и т.д., то человек готов пойти на любое самооправдание, лишь бы потакать своей страсти. Но человек никогда не сможет насытиться грехом! Напротив, по мере погружения во грех, вместо радости и ощущения полноты жизни в его душе наступает пустота, грусть, печаль, депрессия. 
— Как же можно избавиться от такого насилия греха, страстей? 
— Господь каждого из нас по-своему ведет к познанию нашей немощи и дает нам возможность убедиться на опыте, что Он очень милостив к нам и очень нас любит. Господь готов бесконечно принимать наше искреннее покаяние и восполнять все наши недостатки Своею благодатью. 
— Говорят иногда, что верующим «надо родиться», что это не всем дано?
— Возможность прийти к Богу дается каждому. Но нам надо откликнуться на Божий призыв и сделать шаги навстречу, подобно евангельскому блудному сыну, пусть для начала в чем-то малом. Серафим Саровский говорил: «Добродетель — не груша, ее вдруг не съешь».  
 Многие не понимают смысла церковных ограничений. Мол, разве так важно в духовной жизни, какую ты пищу есть?
— Без ограничений все скоро приедается и человек перестает радоваться жизни. Следует заметить, что ограничивать себя призывает не только религия, но и древние умные люди знали, что больше радости испытывают те, кто живет в воздержании. 
— К сожалению, часто встречаешь тех, кому церковная жизнь кажется скучной: пост, труд, молитва, храм, и так изо дня в день…
— Жизнь в церкви становится интересной тогда, когда она связана с духовным возрастанием, с более глубоким познанием Бога. Если же она ограничивается для человека формальным исполнением обрядов и предписаний — это действительно скучно.
— С чего посоветуете начать духовную жизнь?
— С проверки своей совести. Она всегда подскажет, что мы делаем неправильно, и укажет самую болезненную точку нашего себялюбия, откроет сердцевину нашего заблуждения.
— Но если мы не можем расслышать голос совести по причине огрубления чувствительности к нему?
— Тогда нам помогут познать свой грех наши ближние. Думаю, они посланы нам Господом именно для нашего исправления. Ведь незнакомых людей очень просто любить — дал пьющему человеку копеечку, чтобы он отстал, или, чтобы явить окружающим свою щедрость, и пошел дальше. И тебе все равно, что с ним будет. Ты свой долг «выполнил», «галочку» в список добрых дел поставил.
А в отношениях с близкими — родственниками, соседями, сослуживцами — все по-другому. Ты видишь их каждый день и каждый день должен с любовью терпеть их, когда они тебя раздражают, выводят из себя, указывая ведь тем самым и на твои недостатки. 
— Почему же именно близкие люди приносят друг другу так много боли?
— Мне представляется, что подавляющее большинство таких отношений попускается Богом для нашего исправления и смирения. Эти отношения всегда бьют в самую суть нашей испорченности. Господь окружает нас теми обстоятельствами жизни и теми людьми, которые для нас наиболее спасительны. Например, если человек скупой, ему обязательно попадется тот, кто будет у него все время что-то выпрашивать; если человек гневливый — непременно попадется тот, кто будет его раздражать. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не смирится и не начнет исправлять себя, а не ближнего.
— Но существуют же идеальные семейные отношения?
— Нет такой семьи, где все гладко и счастливо. В семейных взаимоотношениях присутствуют и радость, и разочарование, и разные сложности, проблемы. Поэтому супругам всегда необходимо работать над собой. Семья — это большое поприще, чтобы учиться терпеть и прощать. Об этом сказано и в Священном Писании.
— А что самое важное в воспитании детей?
— Личный пример. Когда мы ведем непоследовательную, лживую жизнь, дети это чувствуют и не воспринимают наших нравоучений. Мы должны быть с детьми честны и первыми исполнять те принципы, выполнение которых требуем от них, а не так: «Ты не кури, а я — взрослый, мне можно», или: «Мы с мамой в кинотеатр сходим, а ты посиди с бабушкой, тебе рано еще такой фильм смотреть». Для греха нет разрешенного возрастного ценза — то, что «нельзя до 16-ти лет», нельзя и «после 16-ти».
— Сегодня люди вынуждены много работать и зачастую на воспитание детей уже не остается сил?
— Усталостью мы просто оправдываем свою лень и нежелание воспитывать детей.
— Скажите, пожалуйста, о той помощи в воспитании детей, которую оказывает родителям Православная Церковь?
— Это развитие деятельности воскресных школ, поскольку духовное воспитание и образование наиболее полноценно на территории храма. 
— Батюшка, в завершение беседы, что пожелаете посетителям нашего сайта?
— Жить проще, не заниматься мелочными придирками, не обижать тех, кто рядом с нами. Научиться ценить время и людей, с которыми Господь связал нашу жизнь. Помнить, что это дано для спасения. Не так нам много времени отпущено, чтобы тратить его на пустое и скверное.  

С протоиереем Константином Гришиным беседовала 
Валентина Швайдак