Георгий, затворник Задонский. Изречения, составленные по письмам подвижника

Георгий, затворник Задонский, в миру носил фамилию Машурин. Он родился в 1789 в дворянской семье. Принимал участие в Отечественной войне 1812 года. Поступив послушником в монастырь, ушел в затвор на 17 лет. В постриге, который был совершен тайно, получил имя Стратоник (греч. Στρατονίκος), что в переводе с греческого означает «Воин-победитель».

Преставился довольно рано – в 47 лет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «духовным успехом заменив лета многа». Находясь в затворе, Георгий переписывался со многими людьми. Владыка Игнатий высоко почитал достоинство писем Георгия. Потом собрание писем было выпущено в виде книги, которая была «настольной» у святителя Игнатия. Он отмечал, что она полна утешительных наставлений, в которых особенно нуждались страждующие. Владыка рекомендовал прочитать эту книгу своим приближенным, говоря, что Георгий Задонский не имеет равных среди духовных писателей времени святителя. Отсутствие образования у Георгия заменялось его духовным достоинством.


Лучше быть последним в числе спасающихся, нежели первым в числе погибающих. Пусть другие ищут власти, почестей, начальства, отличий или наживают богатство, но я советую тебе убегать всего этого, как яда змеиного.

Надеяться на пролитую за нас Кровь пострадавшего Господа и не избегать случаев к соблазнам и грехам - это страшное небрежение

Желать быть святым и благочестно жить есть долг каждого человека: ибо грешные не блаженствуют! Если они во времени не раскаются и достойно не оплачут грехов своих, то вечно будут мучимы.

Самая память Божия есть уже сердцу веселием. "Помянух Бога, и возвеселихся" - так объявляет о себе псалмопевец (Пс 76:4); а у вас уже давно затвержено на памяти вашей, что "любящим Бога вся поспешествует во благое" (Рим 8:28) - и сладкое, и горькое, и нет того, что бы не поспешествовало во благое любящим более всего Бога!

Никакую мысль без рассмотрения и здравого рассуждения принимать не должно.

Нам всегда две дороги лежат вечные: первая — в страну райских жителей, царствующих в Господе; вторая — в страну непроницаемого мрака, где бесконечные муки и нестерпимое жжение от геенского огня.

Что предлагаю самому себе, то и вам (из сочинений святителя Тихона): «памятовать последние четыре: Смерть! Суд Христов! Ад! — и Царство Небесное!»

[Память смертная] есть истинная христианская философия, которая научает не натуру вещей испытывать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать и сердце обращать от видимых к невидимым и от временных к вечным.

Помни последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир 7^39). Рассуждай, что краткая греха есть сладость, но вечная горесть последует. Грех, как совершается, несколько услаждает, но, сотворенный, горесть вводит, совесть уязвляет, душу оскверняет и к вечной муке ведет.

Смерть Христова и ужасное Его за грехи наши страдание сильно есть отвратить христианина от греха. Что Христу горесть и мучение соделало, тем ли тебе услаждаться? Да не будет!

Помните, что Бог говорит хотящим спастися: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк 21:19).

Терпите все, что ни приключится, да в вечном животе прохладу получите; а за родителей своих прилежно молитеся Богу, да помилует их.

Бог нас и здесь не оставляет без утешения — то как много утешит в будущем веке! Терпите убо все и тщитеся во всем Христу угождать.

Писание нас научает не позволять уму нашему ничего, кроме повеленного, мудрствовать.

Сердцу, хотящему восприять божественные словеса, чистым должно быть от противных помышлений.

Не всем писана суть словеса Божия, но точию имущим уши по внутреннему человеку.

Чем в вере здравые пользуются, от того другие вредятся.

Не утучняй плоти твоей; чем тучнее делаешь свою плоть, тем тяжче душе твоей делаешь узилище. Для чего снабдеваешь то, что скоро придет во истление? Преуспевающей и кипящей крови — причиною ко греху многоплотие бывает. Тело изнурять должно и не щадить крови, которая в плоть обыкновенно прелагается.

Познания Божия кто требует, тому далече подобает быти от страстей.

Ум, проницательно чуждые грехи усматривающий, туг есть на познание своих погрешностей.

Последующие руководству слепых учителей сами себя употребления света лишают.

Два суть пути: един пространный и широкий, и сей имеет путеводителем лукавого. Другой путь тесный и прискорбный, и на нем путеводителем есть Ангел благий.

Невозможно нам вместить в себя Божией благодати, не изгнав злобных страстей, кои овладели душами нашими.

Кто демонов боится, тот страх вражий имеет в себе, от неверия рожденный.

Чтоб уста наши глаголали премудрость, для сего нужно сердцу нашему поучаться разуму.

Понеже не постились, того ради испадохом из рая. Начнем убо поститься ныне, да к нему возвратимся. Не видим ли, как Лазарь постом вошел в рай? Не подражай Евину преслушанию; не принимай совета змия, который предлагает пищу, изнеживающую тело.

Убойся примера богатого, которого роскошная жизнь ввергнула в огонь, ибо он не за наглость, но за сластолюбие осужден был гореть пламенем пещным.

Честен вид постящегося лица: не цветет оно постыдною красностию, но целомудренною белизною украшено; глаза умильные; пристойные поступки; лицо размышляющее — неумеренным смехом не обезображивается; умеренность в словах, чистое сердце.

Елико внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется. Также: егда немоществую, тогда силен бываю (2 Кор 12,10). Так не презришь ли ты сих телесных брашен и не пожелаешь ли любезной трапезы небесной, которую постом непременно себе предуготовишь!

А женам сколь свойственно дышать, столь прилично поститься.

Путь к небу есть соблюдение заповедей Божиих.

Не едина вера, но и дела добрые благопотребны ко спасению. Не сотворшие же дел добрых, аще и имели веру, осуждены будут.

Кто жаждет наслаждаться благами земными, тот и пожелать не может небесных благ.

От благого Бога все благо! Но человек изволением своим сам уклоняется от благого и уже не слышит, чтобы любил более всего Бога и ближнего, как самого себя. Зависть и пожелание воцарились на человеческом сердце: увы! люта смерть пристрастившемуся к земной жизни!..

Нужно блюдение от ненужных помышлений.

Соблюдающий себя от неподобающих вожделений, как бы они сладкими и благими не представлялись, не погружается в них, но помнит, что ни восхищением, услаждающим чувство, а многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян 14:22). А оно ищется внутрь вас, и для того очень нужно прилежать чистоте сердца.

Только имеющие и хранящие в себе страх Божий удостаиваются святой премудрости.

Есть и плотское мудрование: оно также само себе кажется святым, только закону Божию противится. Оно ищет угодить более плоти своей, кичится и высокоцарствует в разумении тех вещей, на которые удобно опирается своею плотью; а опирается оно на богатство, или на тщеславие и честолюбие, или на свою мудрость и многоведение.

Ежели кто-нибудь не хочет разуметь и не ищет знать, какая несносная и лютейшая мука быть отлученным от Бога, то по крайней мере пусть тот помыслит о временной муке, каково гореть во огне.

Как за гордостью следует отвержение и гнев Божий, так за смирением следует спасение и милость Божия.

Всегда нужно помнить, что гордым Бог противится и предает их вечному огню, смиренным же являет благодать и вводит их в неизреченную радость.

Страшны, ужасны и нестерпимы муки вечные, но несравненно мучительнее самое уклонение от Бога и лишение лицезрения Божия.

Ах! покуда время есть, станем лучше украшать свою душу, а не тело, чтобы удостоиться царского чертога.

Пристрастие мое к наружной чистоте и украшению приятно мне, сие меня услаждает,— и не вижу, как окрадается время, данное на очищение сердца и на украшение души моей. Не можно угождать вкупе и миру, и Богу!

Время прошедшее не возвращается, будущее же всегда впереди. Надобно пользоваться настоящим. Чем вы теперь занимаетесь, то сопровождает вас к будущему.

Будет суд по делам, по словам, по вере: кто как мыслил, кто как жил, кому служил и угождал.

Но, покуда еще душа в теле и смертный час не поразил насильственно грешную душу ужасом разлучения, Господь дал ей средство исповедания и покаяния, чрез которое она может получить прощение грехов своих и удостоиться неизреченной милости в раю.

Отлагающие обращение время от времени и говорящие: «Завтра покаюсь, а сегодня так и быть!» — с таким покаянием удобно попадут и в самый ад.

Господь сегодня призывает на покаяние, а завтрашнего дня не обещал для этого. Се ныне время благоприятно. Се ныне день спасения (2 Кор 6:2)! Ныне, а не завтра. Спасайтесь же о Господе Христе Иисусе сегодня.

Приходит вам мысль оставить молитву. Но не молиться Господу - не лучше будет, хуже будет. Это мысль диавольская. Не оставляйте молиться, не слушайте врага. Господь Сам заповедал: "бдите и молитесь, да не внидите в напасть" (Мф 21:41). Слушайте Господа.

Путь желающего внити в Царствие Божие есть многоскорбный и тесный; а кто ищет пространного пути, чтобы гуляючи идти, тот шутя дойдет, только не в Царствие Божие, но в пагубу вечную и будет бесконечно мучиться. Поэтому видно, что лучше идти тесным и прискорбным путем, чтобы бесконечно радоваться...

Если слушать, что говорят люди, и подражать обычаям их, то нельзя не лишиться вечного спасения, о чем страшно и подумать! Надобно слушать, чему научает слово Божие, и подражать Самому Господу Иисусу Христу, и разуметь, что Он только един истинный путь наш и что все наше спасение заключается в Нем.

Которые верою и делами угодили Господу Богу, все те подражали Ему кротостию и смирением, милостью и терпением и за любовь всяким злостраданием безропотно до последнего издыхания.

Кротость, смирение, терпение и любовь о Господе ко всем - вот путь к Царствию Небесному.

Все шествующие к Царствию Божию тесным и прискорбным путем не желают сладостей мира сего и удовольствия чувственного, усыпляющего душу; они желают все терпеть, все переносить, любят нищету и скудость как удобнейшие средства к достижению вечного блаженства.

Не слушайте лукавого, когда приносит на сердце помышление лукавое; лукавый дух о том и старается, чтобы смутить сердца, оклеветать одного другому и на место любви и кротости водворить злобу и мщение; но любящие Бога хранят Божию заповедь и побеждают всякое зло взаимною друг к другу любовью.

Как удалить гнев гонителей? Любовью! Как жить? По заповеди Христовой.

Буди разумен и мудр и заблаговременно к часу смертному покаянием и сокрушением сердца приготовляйся.

Помни смерть — и не захочешь с миром веселиться.

На спасительном пути нужно хранить совершенное незлобие, благое смирение, святое послушание и во всякой вещи и деле руководствоваться словом Божиим.

Жизнь духовная действует верою, а вера свидетельствуется делами.

Когда хотите побеждать бесов, уступать должно человекам.

Оскорбил ли кто? — уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения.

В духовной жизни не воздается зло за зло, но побеждается зло благочестием.

Добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть (Мф 5,44) и всю печаль возлагайте на Господа. 0н Заступник и Утешитель страждущих.

Стяжание духовного богатства приобретается в терпении, терпение же испрашивается непрестанно повторяемою молитвою: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя — и помилует!

И за праздное слово воздать надобно будет ответ в день судный: блюдите убо, како опасно ходите (Еф 5, 15). Не можно служить вкупе Богу и миру.

Чрез игры, смехи и забавы нельзя достигнуть прочной славы.

Частое размышление о вечности, о времени и непостоянстве преданных мирским удовольствиям, о внезапной смерти и о праведном по делам нашим воздаянии, что сказал Сам Бог: комуждо воздам по делом его (Пс 61,13), не допустит нас жить против воли Божеской и оскорблять произвольными преступлениями закон Христов.

Морем можно разуметь и тело свое: и оно волнуется от пяти ветров, на чувства веющих. От сего обуревания пользует уединение. А мысленное море укрощается смиренною памятью и страхом Божиим.

Море суетной словесности и море надменного обращения прелагается в сладкие воды постоянным благоразумием и удалением себя от непотребных и предосудительных разговоров.

Святой Ангел да сохранит вас в благомыслии; только надобно помнить, что всякое ваше движение и мысль явны пред Богом и записываются во временной книге к смертному часу.

Есть помыслы благие и есть помыслы лукавые. Рассматривайте их в себе с Божьей помощью, и что усмотрите лукавое, то отвергайте от сердца своего.

Покой душевный приобретается кротостью и смирением с терпением взявшими на себя с любовью иго Христово.

Говорит Господь: «что если не избудет правда ваша более правды книжников и фарисеев, и не войдете в царствие небесное…» Слышите, что плоть и кровь никаким образом не войдут в царствие Божье….

Плотской человек не разумевает, яже суть духовная, и мудрствует земная, а не небесная; смущается, когда не по нем бывает: досадует, гневается, спорит, противословит, злословит, ненавидит, ропщет, жалуется, завидует и ищет угодить чувствам своим. Все земные блага любит, всего сладкого желает и всякого лишения боится; любит почтение и славу принимать от человеков, надменен и горд бывает. Таковой Господу угодить не может и называется человек душевен, потому что угождает только своим душевным чувствам.

А кто живет по Богу, тот не любит мира ни яже суть в мире, но умерщвляет плоть свою со страстьми и похотьми, смиряется, долготерпит, не ропщет, не жалуется, но и радуется, когда гоним бывает и презираем ради Господа; ни чести, ни славы, ни самой жизни не ищет на земли, все его сокровища — на небеси.

Об этом известно всему свету: если не будете усердно молиться Богу и творить милостыню, то сами подвергнетесь злой напасти. Теперь что ни есть, все предоставляется вашей власти, и самый грешный может спастись истинным покаянием.

Искреннейший ваш друг — ваша совесть.

Сие время дано нам на угождение Богу, на сопротивление диаволу и миру, на покорение плоти своей Духу Божию, на терпение скорбей, трудов и на стяжание вечного блаженства о имени Христове. Вот на что дано сие время — и, как быстрая река, протекает; какое бы ни было, оно скоро пройдет, и неизвестно, сколько еще осталось до последней минуты нашего в мире сем пребывания. Скажите, ежели отлагаете, — сколько еще осталось?

Припоминаю себе некое повествование: некто обещался при друзьях своих на будущий год переменить жизнь свою, чтобы лучше жить, — «а теперь погуляю»; при сих словах он пал — и стал мертв!.. Видно, что привык и прежде прельщаться лукавым духом и потому не ощутил приблизившейся к нему смертной минуты…

Господь мне дал, как о себе, пожалеть о вас, что вы более полагаете надежду свою на временное и видимое, хотя и знаете, что это все тленное и прилепляющуюся к оному душу лишает веры и упования на единого Бога.

Имейте, имейте все вещи для нужного пребывания во временной жизни вашей и ближних; но так имейте, как бы вы ничего не имели. Будет ответ как за употребление, так и за удержание оных. Кому много дано, с того много и взыщется. Употребляйте во славу Божию; что даете нищему ради Христа, то Сам Христос приемлет.

Советуют же Святые Отцы оставлять все то, что не назидает душу словом Божьим; писано: если и весь мир приобретем, душу же свою оставим, ничто не поможет. Буди вам единственная надежда ваша — Бог! Только очень нужно ради Бога хранить свое сердце от роптания. Бог есть Отец благочествующих сирот и покровитель добрых вдовиц. Вы счастливы: не унывайте же во мнениях своих, но верою ограждайтесь и уповайте твердо на него. Слава Богу за все!

Ищущим прежде всего царствия Божьего прочее само приложится…

Кого Господь наказывает здесь во временной жизни, того к себе приемлет в жизнь вечную, где радость и веселье не имеют конца.

Без сравнения лучше идти тесным и прискорбным путем: сей путь ведет в жизнь вечную; горе будет тем, которые, уклоняясь от спасительного пути, идут пространным путем — всяких забав и веселья: по нему весело идти, только такой путь ведет в муку вечную.

Путь Божий — крест есть повседневен, и от сего познавается, яко человек от Бога промышляем есть, егда пошлет ему присно печали.

Днем все видно! А ночью темно, ничего не видать. Христос — свет. А мир — тьма. Изволяющие быти во тьме называют тьму своим светом, и свет Христов уже не освящает их.

Повторяю вам, что Промысл Божий свят. Бог не даст вам паче меры понести; этому должно верить и о всем благодарить Господа. Охотное терпение находящих оскорблений скоро сближает душу с Царствием Божиим.

Истинно нас во всем обеспечивает Господь; любящим Его ничто не тяжело переносить из любви к Нему: человеческое же обеспечивание маловременно, непостоянно, скоро изменяемо и потом оскорбительно. Поэтому должно ли жалеть, когда кто лишается такого минутного обеспечения и покоя! Скорбная дорога — прямой путь к ненарушимому покою! Идем, идем по ней, не унывая, но взаимно радуясь о Господе.

Оставь, оставь все то, что в мире ни приятно! За все вознаградит Бог в вечности стократно. Ты с Богом не делись, разделу нет причины; Все сердце просит Бог, не просит половины.

Святая радость все сердце ваше да покроет утешениями святыми! Все в нас зиждется Богом, когда мы сами не противились Ему неверием нашим и мнениями своими.

Пусть кто-нибудь особенною искренностью заслуживает внимание и любовь ближнего, и не получает воздаяния здесь; то какое неизреченное вознаграждение ожидает таковую душу в воздаянии будущего века! Только нужно здесь сохранить до конца безропотное терпение

Должно удаляться вам от празднословящих, чтобы опаснее внимать своему спасению.

Предмет спасения важнее временной жизни; лучше каждый день умирать смертельно, только чтоб вечно спастись.

Плоть и мир на спасающихся всегда держат брань. Плоть покоряется постом, а мир до конца гнать будет.

Помышления человеческая суть суетна: но наше основание не на помышлениях человеческих, а на всесильном слове Божии. Мы веруем всему, что угодно Господу Всемогущему, и смиряемся под крепкую Его руку.

Умолкаем, не дерзаем требовать, чтобы наша воля исполнилась как нам хочется; но молимся и просим милости, да будет воля Его, да помилует Он нас, недостойных милости, и ущедрит как Ему угодно.

Единодушно предаемся Ему… Не буди здесь нам наслаждения, получаемого от внешних прелестей мира сего; не буди нам обманчивая радость внешнего утешения! — Мы обязаны искать самим Господом, внутрь нас царствия Божия.

Господь оплеван был, хулим был, поруган был, уязвлен, осмеян и попран был: но не мстил за себя; все, что ни делали над ним, смиренно претерпел, чтобы нас спасти. Как же нам не потерпеть ради Христа, чтобы спастись и блаженствовать вечно и быть неразлучными со Христом?

На всякий день и ночь нужно нам приносить усердное покаяние о наших согрешениях пред Господом Богом, да дарует нам прощение грехов и исправление жития.

Нести крест свой, идти в след Христа — значит претерпевать скорби ради Христа и неуклонно пребывать верою и делом в духе истинном.

Работающие Богу всей душой подлежат разным искушениям: всякие мысли приходят на сердце под видами приятными, чтобы ослабить душу и уклонить от настоящего терпения, без которого не приобретется душа.

Смирение и терпение да ограждают нас в пути прискорбном. Ах, куда, куда мы хотим от себя бежать? Не золотой ли крест скинуть колеблет ваша мысль?

Ненависть — от диавола, а любовь непорочная — от Господа. Не побежден бывай от зла; побеждай благим злое — так написано в Священном Писании. Сие нужно свидетельствовать самим делом.

Вечное спасение! Оно окрадывается минутою, разлучающею от Бога. Душой моей душу вашу убеждаю хранить себя от гнева и от праздных слов.