Сретение Господне. Ответы священника

Сретение Господне. Икона Иоанно-Богословского храма с. Конь-Колодезь Хлевенского района Липецкой области

15 февраля (2 февраля по старому стилю) христиане отмечают великий праздник Сретения Господня.

Что означает слово «сретение»?

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». 

В этот день Церковь вспоминает событие, описанное в Евангелии от Луки: встречу со старца Симеона с Младенцем Иисусом в Иерусалимском храме. Оно произошло задолго до посещения Богомладенца мудрецами с Востока.

На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца? 

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — 80 дней) было запрещено входить в храм. По окончании дней очищения ей надлежало принести Господу благодарственную (годовалого ягнёнка) и очистительную жертву (голубку). Если семья была бедной, то вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось: «две горлицы или два птенца голубиных» (Книга Левит, 12 глава). 

Кроме того, если первенцем в семье был мальчик, то родители на сороковой день приходили в храм с новорожденным для совершения обряда его посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта и освобождения от четырехвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария, непорочно зачавшая Сына, не нуждалась в очищении, однако ради исполнения закона, она смиренно приходит в храм подобно обычной женщине. В жертву Пресвятая Богородица принесла два голубка, поскольку семья была бедной. 

Кто такой Симеон Богоприимец? 

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с Младенцем на руках, навстречу Ей вышел древний старец. 

Звали его Симеон. По-древнееврейски «Симеон» означает «слышание». 

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II переводили Библию с еврейского на греческий. 

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, его удивило написание: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», и он решил исправить слово «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил изменять смысл, обещав, что Симеон не умрет, пока сам не убедится в исполнении пророчества. В Евангелии от Луки об этом повествуется так: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26). 

В день Сретения исполнилось обетование Ангела, которое старец ожидал всю свою долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

Эти слова – песнь святого Симеона, которого Церковь стала именовать Богоприимцем, – звучат сегодня каждый день за православным богослужением

В VI веке мощи праведного Симеона были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого старца (Симеона) видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...».

Кто такая Анна-пророчица?  

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча – в храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». За вдохновенные речи о Боге горожане называли ее Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37-38).

Анна-пророчица поклонилась Новорожденному и вышла из храма, неся горожанам весть о пришествии Мессии – Избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).

Когда начали праздновать Сретение Господне? 

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. На Востоке праздник известен с IV века, на Западе — с V века. Самые ранние письменные свидетельства о праздновании Сретения относятся к концу IV века. Тогда Сретение не являлось еще самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днем от Богоявления». С V века в Восточной Церкви укоренились также наименования: «праздник Встречи» и «праздник Очищения». Сохранились тексты проповедей, которые произносили в этот день святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было откровение совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия, действительно, прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. С этого года Церковь установила торжественно праздновать Сретение Господне.

Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий связывают со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: «Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком» (Лк. 2: 30–31). После разделения Церквей этот обычай сохранился только в Католической Церкви.

В 17 веке митрополит Петр Могила, совершая правку «Требника для малоросских епархий», внес в него новый чин: «Чин освящения свечей на Сретение Господне». Так с 1646 года в Русской Православной Церкви возникла традиция совершения особого чина освящения свечей в праздник Сретения.  

Как относиться к сретенским свечам? 

«Чин освящения свечей на Сретение Господне» не является обязательным. Во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают после заамвонной молитвы, или на молебне после Литургии.  Но есть приходы, где не придерживаются обычая освящать свечи на Сретение.

Сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и свечи, освященные в другие дни.

Что значит икона «Умягчение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец». На ней символически изображено пророчество о Божией Матери, произнесенное праведным Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

На иконе Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Иерей Алексий Занин, руководитель миссионерского отдела
Усманского благочиния