Корсунская икона Божией Матери, во граде Усмани явленная 

 Корсунская икона Божией Матери

22 октября - праздник иконы Божией Матери "Корсунской", один из образов которой был явлен в Усмани. Чудотворный усманский образ Пресвятой Богородицы, пребывающий в Богоявленском храме города прославился благодатной помощью в благополучном рождении детей. 

Каждую субботу перед началом всенощного бдения после акафистного пения в честь явленного образа совершается помазание елеем из лампады у чудотворной иконы.

Краткая информация об иконе впервые появилась в печати в 1861 г. Со ссылкой на местное предание, сообщалось, что икона была извлечена из «Соборной кладовой» после того, как Пресвятая Богородица явилась в видении некоей женщине и сообщила ей местонахождение образа. Икону возложили на особый аналой в церкви, чудотворения стали привлекать множество богомольцев.

В 1863 г. настоятель Богоявленского собора прот. Василий Никольский сообщил сведения об иконе, зафиксированные со слов обретшей ее Воронежской мещанки Мавры Саввиной Бурлаковой. Дочь Бурлаковых Анисья неблагополучно рождала детей (6 мертворожденных). Иного средства помочь горю, кроме как слезно молиться,  семья не знала.

В 1853 г. на 3-й неделе Великого поста Мавре в сонном видении явилась «будто известная ей женщина» со словами «идти в город Усмань к Корсунской иконе Божией Матери, Которая многих там исцеляет»; саму икону женщина держала в руках. Побывавший в Усмани посланец, иконы с таким названием в соборе не обнаружил. В мае 1854 г. Мавра (в сонном видении ей был глас, который укорял за задержку) с дочерью отправились в Усмань.

Икону они смогли отыскать стоящей среди многих образов на окне, близ которого служили панихиды. Мавра узнала в ней икону, показанную в видении, «Корсунской» она называлась по подписи. Пред иконой был отслужен первый молебен. Женщины рассказали свою историю протоирею Алексию Ласточкину, умолив отдать им икону в Воронеж, чтобы в благодарность обложить ее ризой.

За время пребывания Корсунской иконы в Воронеже, Анисья смогла благополучно разрешиться от бремени. Свидетелем чудесного события был настоятель воронежской Смоленской церкви протоиерей Павел Эсманский. В Воронеже началось прославление иконы, в доме Бурлаковых перед ней совершались молебны; до Усмани доходили слухи об исцеления от образа. С иконы был сделан список, украшенный окладом. 29 сентября 1855 г. чудотворную икону вернули в Усмань.

Корсунская икона  в городе Усмани «простой греческой работы» была написана на доске. По свидетельству сторожа Богоявленского собора Степана Аверьяновича, икона принадлежала жителю Усмани майору Алексею Феодоровичу Вишневскому, который получил ее в благословение от митрополита Платона Левшина; после кончины майора в 1826 г. она оказалась в храме.  (Никольский. 1863. С. 8–11; он же. 2007. 8–14).

Примечательной чертой иконы является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру еще в доме Вишневского из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике  стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы. Высота иконы равнялась 38,9 см (7 и 1/4 вершка). Тип извода близок к Касперовской иконе.

В 1862 г. о Корсунской иконе стало известно духовному начальству, и свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, благословил ее прославление. В 1863 г. во время работ по обновлению Трапезной церкви, правый, Тихвинский, придел, освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери (5 окт.). Было установлено акафистное пение по четвергам после вечерни.

C чудотворной иконы было сделано несколько списков. Первый – написали в Воронеже в 1855 г. перед ее возвращением в Усмань. В 1869 г. для Богоявленского собора на кипарисовой доске была сделана еще одна копия, которую поместили в первый киот чудотворного образа. Этот список в 1878 г. духовенство Богоявленского собора и горожане поднесли в дар 11-му Фанагорийкому Грендерскому полку генералиссимуса князя Суворова, в честь победы в русско-турецкой кампании (на обороте была сделана соответствующая дарственная надпись). В 1874 г. в Богоявленский собор жительницей Москвы А. В. Ворониной была пожертвована копия Корсунской иконы в серебряной с позолотой ризе в благодарность за рождение ребенка после многократных неблагополучных родов (икона отпускалась на молебны к жителям).

В 1884 г. вместе с новой ризой в Москве заказали еще один список Корсунской иконы. На него перешло убранство, изготовленное для иконы в 1869 г.: серебряный оклад (был заново вызолочен и украшен камнями) и киот "розового дерева", список поместили на огражденном решеткой аналое Трапезного храма. Эта икона стала заместительницей чудотворного образа, отпускавшейся в дома на молебны. В 1885 г. жители  Демшинска Усманского уезда, заказали в Москве копию иконы на кипарисовой доске, украшенную серебряной, позолоченной ризой, изготовленной на фирме Хлебникова; на ризе была отчеканена благодарственная надпись, упоминающая об избавлении Демшинска от холеры  в 1871 г.

Убор иконы несколько раз обновлялся. В 1855 г. икону вернули из Воронежа, украшенную по обещанию Мавры Бурлаковой серебряной позолоченной ризой с такими же венцами, заключенная в деревянный полированный киот. В 1869 г. был сделан новый киот, куда переложили Корсунскую икону: из красного дерева, «оклеенного розовым деревом, с серебряными угольниками, в отливах под стеклом, с серебряной резьбой» (Никольский. 2007. С. 59-60). В 1884 г. на  московской фирме Хлебникова были сделаны, заказанные на пожертвования прихожан золотая риза с эмалями и серебряный киот под бронзовым позолоченным балдахином; мафорий Богоматери украшала «бриллиантовая звездочка», над киотом помещались звезда и крест из камней.

Первоначально икона находилась на аналое между алтарями Трапезного храма; в 1884 г. ее в киоте под балдахином поместили с правой стороны от алтаря.

У Корсунской иконы имелась ризница с пожертвованными богослужебными облачениями для для служения перед чудотворной иконой.

С 1869 г. носили во время крестного хода (учрежден по просьбе городских торговцев) под специально  сооруженной сенью из собора в торговые ряды на 3-й день после Пятидесятницы.

В 1871 г. Корсунскую икону носили по Усмани и селениям Усманского и Задонского уездов в связи с эпидемией холеры.

Клириками Богоявленского собора велась запись «действительных фактов знамений Богоматери от чтимой Ее иконы Корсунской». Всего до 1886 г. было подробно зафиксировано 17 случаев исцелений; подчеркнута массовость случаев облегчения  во время болезни, например, только в лето 1886 г. таковых отмечалось не менее 100. «Подробное рукописное описание явлений и чудес» от Корсунской иконы, принадлежащее прот. В. Никольскому упоминает и архиепископ Димитрий (Самбикин) (Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. (окт.). С. 62). В 1892 г. производилось следствие по случаям исцелений; после вторичного исследования, в 1901 заявления со свидетельствами о чудесах были переданы в Духовную консисторию епархиального управления (Никольский. 2007. С. 54).

В 30-е гг. XX в. храм был разрушен, Корсунская икон исчезла. В 2000 г. было принято решение о восстановлении Богоявленского храма (заложен в 2002). 16 июля 2001 г., в канун празднования святым царственным страстотерпцем имп. Николая II, имп. Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, Корсунская икона была чудесно обретена. С 2001 года Крестный ход проходит с чудотворной иконой.

Первый Крестный ход в честь Царственных мучеников состоялся 17 июля 2000 года. Он проходил вокруг г. Усмани по окраинным улицам и объездным дорогам имел протяженность около 23 км. Продолжался более 5 часов.

Последующие ежегодные Крестные ходы проходили (и проходят сегодня) вокруг исторического центра Усмани, протяженность около 8-9 км.  продолжаются 2,5 часа.

В 2009 году во время Крестного хода было засвидетельствовано чудо явления Креста (из облаков) на небе.

С 1998 года 22 октября проходит традиционный Крестный ход в память Корсунской иконы Божией Матери. Он начинается одновременно из двух храмов г. Усмани (Успенского и Богоявленского), проходит по центральным улицам до площади, где после встречи Крестных ходов служится торжественный молебен.

С 2003 года возобновлена традиция чтения акафиста Корсунской Божией Матери по субботам перед началом вечернего богослужения.

Икона установлена в верхнем храме справа от алтаря. Она находится в деревянном резном киоте с балдахином, изготовленном в 2004 г. по сохранившейся фотографии начала XX века.  Украшена икона позолоченной ризой с жемчугом, изготовленной в ХПП Софрино в 2009 г.

 

Б. П. Михайлюк


Литература: Хитров Г. Ист.-стат. описание Тамбовской еп. Тамбов, 1861. С. 315; Никольский В., прот. // Тамбовские ЕВ. 1863. № 21 (ноябрь). С. 637; он же. Корсунская икона Божией Матери в соборном храме Богоявления Господня в г. Усмани Тамбовской губ. К., 1907 (то же  в кн: Корсунская икона Божией Матери в соборном храме Богоявления Господня в г. Усмани Тамбовской губ. Поучения и речи прот. В. Никольского. Задонск, 2007); Указатель местных Тамбовских празднеств. Тамбов, 1876. С. 34; Месяцеслов святых, РЦ чтимых // Прибавл. к Тамбовским ЕВ. 1878. Вып. 1; Тамбовские ЕВ. № 43. 1881; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1892. С. 339; Бенедиктов П. И. О чудотворных и местночтимых святых иконах Тамбовского края. Тамбов, 1902.; Поселянин. Богоматерь. С. 642.

 

 

Самые лучшие адвокаты Липецка ведут уголовные и гражданские дела в судах города.Самые лучшие свадебные фотографы Липецка на свадьбу снимают фото и видео.Цена на водяной теплый пол в Липецке монтаж.Православный Никольский храм в поселка Добринка Липецкой области.Рекомендуем купить газосиликатные блоки Хебель в Липецке по ценам заводов НЛМК.

Лучший Фотограф в Москве недорого на свадьбу Дмитрий Адоньев.

Цены шугаринг и депиляция в Липецке .