Пасхальное интервью Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия

 Пасхальное богослужение в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, 16 апреля 2017 г.

Владыка, какой Вам запомнилась Пасха в детстве?

– Из детских лет сохранилось такое воспоминание: бабушка приходит со службы, ночью будит меня и дает разговеться пасхальным яичком и куличом. Но по-настоящему я ощутил радость Пасхи Христовой, когда мое присутствие в храме уже стало осознанным.

Одновременно с учебой в институте, я начал пономарить в соборе г. Глухова (Сумская область, Украина. Прим.ред.), где нес и послушание алтарника. Помню, как впервые встретил праздник Светлого Христова Воскресения за архиерейским богослужением. Какое же это было торжество! Для прихода большая редкость, чтобы в пасхальные дни службу возглавлял правящий архиерей. Храмов ведь много, а правящий Владыка – один.

Людей было очень много, и на душе – так трепетно-волнительно: Пасха Христова, Победа Жизни над смертью. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» (1 Кор 15:55), – врезались в память слова апостола.

Конечно же, я старался держать пост и не пропускать богослужений в течение Страстной седмицы, вероятно поэтому, и пасхальные переживания в тот год для меня были новыми – особенными. После ночной службы я впервые испытал необыкновенное чувство радостной усталости: тело ныло, а на душе сделалось легко-легко.

А запомнилась ли Вам Ваша первая Пасха в Задонском мужском монастыре?

– В монастыре? Очень хорошо помню! Тогда я нес послушание просфорника и мы старались испечь побольше просфор, боялись, что кому-то не хватит. В наш монастырь на Пасху всегда стекается огромное число паломников. Конечно, мы старались совмещать послушание с посещением богослужений Страстной седмицы. И наконец, Пасха! Ночная служба, крестный ход и такая радость, что просто не вмещается в душе, хочется ею друг с другом делиться. Только и слышно на монастырском дворе радостное ликование: «Христос Воскресе!», – «Воистину Воскресе!» И неумолкающий колокольный звон!

Владыка, а правда ли, что в Задонском монастыре на Пасху могут позвонить в колокола все желающие?

– Да, такая дореволюционная традиция вновь возрождается, и сегодня практически в любом храме, тем более в монастыре есть возможность прославить Воскресшего Христа колокольным звоном. В Задонском монастыре колокольня открыта для паломников примерно с девяти утра до начала вечернего богослужения. Любой человек может подняться на колокольню и испытать себя в качестве звонаря. Ради этого многие даже специально в наш монастырь приезжают. Это же такая радость – на Пасху в колокола звонить! И хотя по звону сразу слышно, что непрофессионал звонит, но от этого на душе становится еще торжественнее: сразу слышно, что «от избытка сердца» человек в колокола бьет, ему на всю округу кричать хочется: «Христос Воскресе!» – всех к пасхальной радости пробудить.

Есть ли какие-то секреты колокольного звона, которыми могут воспользоваться новички?

– Помню, когда я пономарил на приходе, мне поручили еще и послушание звонаря. И вот один старенький звонарь, показал, где какие колокола висят и так учил меня: «Сначала звонишь медленно: «Бом... Бом...» – это называется благовест. А затем все быстрее, быстрее и переходишь в перезвон. Его радостный ритм как будто зовет: «Идите в храм! Идите в храм! Идите люди, люди в храм! Идите в храм!» Но это уже частная традиция.

Пасхальный трезвон – один из наиболее сложных видов колокольного звона. Но кто желает позвонить на Пасху в колокола, пусть этим не смущается. Главное, чтобы было желание пасхальной радостью поделиться, хоть и неумело, а от души Бога прославить. Взять ребенка, который своей маме ко дню рождения каракули вместо цветов рисует, а она радуется: малыш усердие, любовь приложил, чтобы ее порадовать! Так и Господь – Он на расположение сердца смотрит, с которым человек что-либо для Него и ближнего делает.

А бывает и так: человек впервые бить в колокол начинает, но так ритм чувствует, что целую мелодию выводит. Раньше звонари примечали, у кого хорошо звонить получается и брали себе в ученики. Так традиции церковного звона из поколения в поколение передавались.

Трезвоном всегда сопровождаются пасхальные крестные ходы вокруг храма. Что они собой символизируют?

– Пасхальные крестные ходы символизируют победу Воскресшего Христа – Победу Жизни над смертью.

Владыка, пасхальные традиции так глубоко укоренены в душе народной, что их не смогли вытравить даже в богоборческие времена. Красные яйца, пасха, кулич всегда были на пасхальном столе наших бабушек и дедушек, которые с риском потерять работу, получить выговор, пробирались в храм на службу, освящали куличи. Но вот духовное значение пасхальной трапезы стало забываться…

– Думаю, сейчас не найдется человека, который бы не знал, что традиция дарить друг другу красные яйца на Пасху берет свое начало от того дня, когда Мария Магдалина пришла возвестить императору Тиберию о Воскресении Христовом. И когда тот засомневался, Свою силу явил Господь – на глазах у всех присутствующих, яйцо в руках мироносицы приняло красный цвет.

В то же время пасхальные яйца означают Жизнь, восставшую от гроба, а красный цвет символизирует Кровь Спасителя, Которою Господь искупил нас от смерти и греха.

А традиция печь кулич берет свое начало от артоса. Слово «артос» в переводе с греческого значит «хлеб». Из Священного Предания мы знаем, что в течении сорока дней после Своего Славного Воскресения Господь нередко являлся Своим ученикам, когда они вместе собирались за трапезой. Ожидая Спасителя, ученики оставляли главное место за столом не занятым, и ставили там хлеб, предназначенный для Христа. По этому примеру традиция оставлять хлеб перед открытыми Царскими Вратами на Пасху сохраняется по сей день. Всю пасхальную неделю во время крестных ходов Светлой седмицы артос носят вокруг храмов. А в субботу после богослужения его дробят и раздают верующим как святыню – в этот день Царские врата закрываются.

Поскольку семья является малой Церковью, то со временем появился обычай освящать домашний артос. На Руси он получил название «кулич». Мы ставим его во время пасхальной трапезы на столе, уповая, что и среди нас невидимо присутствует Воскресший Христос.

Что касается творожной пасхи, в Требнике она называется «млеко огустевшее». Ей придают форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб Христов, в котором свершилось чудо Воскресения Спасителя. Поэтому на творожной пасхе изображаются по бокам орудия страданий Христовых, а на верхней стороне ставят буквы «ХВ», означающие победное «Христос Воскресе!»

Владыка, как правильно разговляться?

– Пасхальную трапезу вкушают натощак после просфоры и крещенской воды.

Как правильно следует поступить с остатками, например, со скорлупой от освященных яиц?

– Освященную пищу нельзя выкидывать вместе с мусором. Поэтом остатки можно скормить птичкам или можно сжечь. Только не надо ничего специально закапывать на огороде с ложной мыслью его таким образом «освятить» – это уже суеверие.

Но огород-то освятить хочется, тем более, что и работы на нем начинаются как раз после Пасхи… Как это сделать?

– По-православному – молитвой на начало доброго дела. Можно окропить крещенской водой.

Владыка, а как Вы прокомментируете ныне распространенный обычай приносить яйца и куличи на кладбище…

– Это неправильно. Прежде чем что-то сделать, мы должны подумать, а каков духовный смысл того или иного поступка? Разве покойному нужны яйцо или кулич? Их съест какая-нибудь бродячая собака, или оно просто протухнет. Брошенных животных покормить, конечно, дело доброе, но не освященными продуктами и не на могилах.

Душам усопших важны молитва и милостыня, которую мы подаем за них. Поэтому, желая принести им действительную пользу, продукты лучше отдать малоимущим, чтобы они помолились об упокоении душ наших почивших сродников.

Ведь сегодня есть и другая традиция, когда на Радоницу (в день особого всецерковного поминовения усопших) после общей панихиды, совершаемой в храме, многие верующие просят священника отслужить литию над могилами своих почивших сродников. Вот такое внимание действительно станет большим утешением и праздником как для нас, так и для душ наших близких, перешедших в мир иной.

Пожалуй, сегодня все уже знают, что согласно православной традиции, кладбище посещают на Радоницу. Но многим все равно хочется прийти к своим почившим близким в пасхальные дни.

– Лучше все-таки приходить на Радоницу. Плохого нет в том, что мы помним о своих родных и в пасхальные дни, но пользы им от такого посещения нет. В Церкви до Радоницы не совершается заупокойное богослужение, не читаются молитвы об усопших.

В дни Святой Пасхи лучше уделить больше внимания нашим живым сродникам: родителям, детям, окружающим, нуждающимся в нашей помощи. Надо научиться ценить своих ближних во время земной жизни. Поскольку часто бывает, что съездить к родной матери пока она жива в праздник Пасхи нам некогда, а когда умрет – мы обязательно на кладбище к ней в пасхальный день поедем.

В Православии всему отведено свое время – все это настраивает человека на правильный, гармоничный духовный ритм, помогает избегать перегибов с одной стороны и суеты с другой. Поэтому надо стараться придерживаться церковного устава, но соблюдать его не формально, чтобы «люди чего-то там не сказали», а внешним поведением выражая свое благоговейное отношение к Богу.

Например, если мы ставим кулич на стол в знак присутствия Самого Христа, то мы и вести себя должны так, как в Его присутствии. А мы забываем, что Господь всегда взирает на нас, и не только на наши внешние дела, слова, но и на тайные помышления сердца. Если мы вкушаем пасху, символизирующую гроб Христов, то должны вспомнить Его сошествие во ад и подумать, а сошел ли я в ад души ближнего, когда ему было плохо?

И, конечно, надо отличать православную традицию от народных суеверий, даже, если внешне они выглядят вполне «благочестиво». Например, есть такое верование, что человек, умерший на Пасху попадает в рай. Но в песнопении праздника мы слышим: «Пасха, всех освящающая верных», то есть тех людей, кто старается смиренно следовать Христу узким путем спасения, терпеливо несет вверенный Богом жизненный крест, стремится жить по Заповедям Божиим.

Важно не в какой день мы умрем, а в каком состоянии Господу предстанем?

– Именно. Представлений разных много, но не всегда они имеют под собой правильную основу. Поэтому надо читать святое Евангелие, наследие святых отцов, – там все объясняется. А если слушать разные народные домыслы и суеверия, то в одном лишь внешнем соблюдении традиций можно вообще очень далеко уйти от Православия и повредить свою душу. К сожалению, этого мы зачастую не замечаем.

Владыка, в связи с богослужебными особенностями пасхальных дней, у верующих возникают частые вопросы, связанные со смертью сродников. Многие спрашивают, что делать, если на Пасху приходится девятый или сороковой день поминовения новопреставленного.

– Будет хорошо, если мы в этот день придем на Литургию. Несмотря на то, что в пасхальные дни Церковь не творит частного поминовения, на проскомидии все равно вынимается частица за всех усопших православных христиан. Символически на дискосе рядом с Агнцем присутствует вся полнота Церкви. Есть частицы, вынутые в честь Пресвятой Богородицы, Небесных Сил Бесплотных, святых, всех живых и усопших.

А когда следует устраивать поминальную трапезу? Непосредственно в день поминовения, или все же после Радоницы?

– Лучше, конечно, после Радоницы, что опять же связано с возможностью сугубой церковной молитвы о новопреставленном рабе Божием. Собственно говоря, поминальная трапеза и должна начинаться с молитвы. Хорошо в этот день пригласить священника для совершения литии, или помолиться за панихидой в храме, подать милостыню на помин души. А затем уже можно собраться с близкими за поминальным столом.

В старину поминальную трапезу накрывали именно для нищих – поскольку смысл ее не в том, чтобы покушать вместе с родственниками и знакомыми, но, чтобы сотворить милостыню нуждающимся и тем самым испросить милости Божией и для души усопшего.

Владыка, бывают случаи, когда есть потребность как-то особо помолиться, сделать земной поклон. Насколько строго Устав Церкви воспрещает земные поклоны в пасхальные дни?

– Согласно Уставу Церкви земные поклоны не делаются до праздника Святой Троицы. На Афоне эта традиция соблюдается особенно строго. Это я испытал на себе, когда был на Святой Горе в Пасхальную седмицу и захотел сделать поклон пред чудотворной иконой. Думаю, когда еще такая возможность представится? Но монахи очень быстро меня подняли и мягко сделали замечание.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет по этому поводу несколько иное: бывают моменты, когда подходишь к святыне и думаешь: «Какой я все же грешный человек!», – да в таком покаянном чувстве и сделаешь поклон.

В любом случае святые отцы учат поступать с рассуждением – не по букве, а по духу. Ведь если мы делаем поклон не напоказ, не из пренебрежения к Уставу, а от нахлынувшего покаянного чувства, где-нибудь незаметно в сторонке, то здесь ничего страшного нет.

Но опять же мы должны помнить, что все внешние действия должны являться проявлением нашей веры и любви к Богу: пусть поклон как «избыток нашего сердца» будет радостным, как в пасхальные дни, или же – покаянным, как во время поста. Но только не механическим поклоном ради поклона или же ради традиции, лишенной сердечного содержания.

Владыка, в Светлую Пятницу совершается торжественный молебен в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Но еще в девяностые годы прошлого века появилось поверие, что надо собирать воду с десяти молебнов в честь иконы «Живоносный Источник» десять недель по пятницам после Пасхи…

– Это опять обрядовое суеверие. Вода за каждым молебном одним Духом Святым освящается. И ее святость не зависит от количества собранной воды. А что касается ее действия, то сказано: «по вере вашей будет вам» (Мф 9:29).

Владыка, довольно часто людей, начинающих воцерковляться, волнует вопрос: можно ли работать на Светлой седмице?

– Это зависит от самого характера предполагаемых работ. Например, в монастыре в пасхальные дни не отменяется послушание в трапезной, ряд других необходимых ежедневных послушаний. Прочие же работы в монастыре мы начинаем с третьего дня Светлой седмицы.

В сам же день Пасхи занимаются домашними работами только отъявленные безбожники. При этом надо понимать, что грех заключается не в самом труде, а в непочтении к Празднику. Если бы к нам в гости приехал царь, думаю, мы оставили бы все дела и постарались больше времени провести с дорогим гостем. А Пасха – день посещения нас Воскресшим Господом – Царем славы, поэтому и провести эти благословенные часы надо в молитве благодарения к своему Спасителю. Хорошо в этот день навестить близких, больных, немощных. Поделиться с ними радостью о Воскресении Христовом.

Надо хотя бы в такой великий день остановить круг суеты и посвятить время своей душе. Думаю, если бы мы как должно исполняли бы заповеди Христовы, а в их числе почитали бы воскресные и праздничные дни, то и все дела спорились бы быстрее, и жили бы лучше, как в нравственном, так и экономическом смысле. Потому что результат всякого труда зависит прежде всего от благословения Божия, которое подается любящим Его – то есть исполняющим Его заповеди.

В дни Великого поста мы прилагали усилия, чтобы исцелиться духовно. Пусть же Пасха Христова станет новым отсчетом времени нашей жизни, с которого мы пересмотрим нашу жизнь в свете заповедей Воскресшего Христа. А внешние традиции, о которых мы говорили выше, имеют свое значение для наших душ только в том случае, когда они являются внешним проявлением нашей любви к Богу. Ведь впереди каждого из нас ждет или Пасха вечная, или вечная мука. И это зависит от нас, от того, куда мы направим свою волю.

Владыка, наверное, пора спросить о том, какие чувства будут свидетельствовать о том, что сердце действительно по-православному уготовилось и переживает Пасху Христову?

– Об этом замечательно написано в пасхальном каноне, составленном преподобным Иоанном Дамаскиным: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопием: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Понимаете, мы не сможем радоваться Пасхе Христовой, если прежде не очистим свое сердце, не научимся прощать и по-христиански любить Бога и ближних.

А как нам усвоить такие чувства?

– Такое устроение сердце обретается, когда мы просим Христа войти в наше сердце: занимаемся покаянным очищением своей души от всякой скверны и нечистоты, когда мы принимаем Святые Таинства, чтобы, попаляя страсти, ее освятила бы Благодать Божия.

А в общении с ближними нужно помнить, что Господь пролил Кровь за каждого из нас, и каждому Он желает спасения. Поэтому наше осуждение, недовольство, укорение и прочие страстные проявления по отношению к ближним должны замениться молитвой о них и молитвой о себе, чтобы Своей Благодатью Господь сотворил наше сердце милующим.

С этой целью важно посещать и богослужения Пасхальной седмицы. Они весьма непродолжительны, поэтому, даже работающие люди могут позволить себе уделить полчаса вечером и час-полтора утром для посещения храма.

Вот это действительно важно, а у нас зачастую преобладает внешняя, обрядовая сторона, что уподобляет нас не Христу, а фарисеям. Как о том сказано в Священном Писании: «комара оцеживаем, а верблюда поглощаем» (ср. Мф 23:24). Ведь фарисеи соблюдали строго все предписания, а Самого Бога предали на распятие. Так и мы зачастую все внимание обращаем на обряд, а об исполнении Заповедей Божиих забываем.

Но спасает нас не обряд, а Христос. Поэтому, когда мы соблюдаем церковную традицию ради любви к Богу – это хорошо и благочестиво, а если – из суеверного страха, или, пытаясь таким образом «заключить сделку» с Богом, – то есть внешне сделать все «правильно» в обмен на «исполнение желаний», то такой мотив наших действий уже не имеет никакого отношения к Православию, а потому и пользы никому не принесет.

А как долго подобает произносить приветствие «Христос Воскресе!»?

– Еще когда был в миру и слышал, как пели «Христос Воскресе из мертвых» в храме за богослужениями в продолжении всех сорока дней, то с грустью думал, почему люди так быстро перестают приветствовать друг друга этими святыми словами, когда еще столько дней мы можем нести друг другу пасхальную радость? Тем более, что в память о том, что Спаситель после Своего Славного Воскресения в продолжении сорока дней являлся ученикам, такая традиция соответствует и Церковному Уставу?

Поэтому хорошо бы отложить ложное смущение и до самого дня Вознесения Господня пасхально приветствовать друг друга: «Христос Воскресе!»

Владыка, что пожелаете в эти Светлые дни Пасхи посетителям нашего сайта?

– Хотелось бы пожелать, чтобы пасхальная радость, воспоминание о Пасхе Христовой, всегда воодушевляла нас на пути спасения, несмотря на все трудности и препятствия, чтобы она стала внутренним ориентиром нашей духовной жизни по заповедям Воскресшего Спасителя. Чтобы Путь Христов научил нас любить ближних: жертвовать собой, своими желаниями и интересами ради их спасения.

Пусть в нашей жизни станет меньше ссор, обид, раздоров. Ведь заповеди Христовы не призывают нас к труднодоступным подвигам, но направляют к повседневным делам христианской любви. А потому Господь и спросит с нас по заповедям Своим: понесли ли мы тяготу ближнего своего (ср. Гал 6:2)? накормили ли алчущего, напоили ли жаждущего, посетили ли томящегося в темнице и лежащего на одре болезни (ср. Мф 25:31-42) и т.д. Не нужно забывать, что в исполнении Воли Божией о себе очищается и наша душа. И тогда светлые дни Пасхи бывают встречены со светлой душой, светлыми мыслями, светлыми чувствами.

К сожалению, в силу своей греховной немощи, не всем из нас удается постоянно хранить в сердце своем пасхальную радость, но будем помнить ее и стремиться обрести в своем сердце любовь к дарующему ее Христу. Ведь такова о нас Воля Божия: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Сол 5:18).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С Преосвященнейшим епископом Евфимийем беседовала
к. филос. н. Валентина Швайдак

Самые лучшие адвокаты Липецка ведут уголовные и гражданские дела в судах города.Самые лучшие свадебные фотографы Липецка на свадьбу снимают фото и видео.Цена на водяной теплый пол в Липецке монтаж.Православный Никольский храм в поселка Добринка Липецкой области.Оформление шенгенской визы в визовом центре в Липецке заграницу в Европу.Предлагаем бурение скважин на воду в Липецке до 100 метров.Предлагаем фирмам бухгалтерские услуги в Липецке для налоговой.Рекомендуем купить газосиликатные блоки Хебель в Липецке по ценам заводов НЛМК.

Лучший Фотограф в Москве недорого на свадьбу Дмитрий Адоньев.

Цены шугаринг и депиляция в Липецке .