Высокопреосвященнейший митрополит Никон совершил Литургию в Троицком храме села Тербуны

Опубликовано 12.03.2017 11:10

12 марта 2017 года, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон совершил Литургию святителя Василия Великого в Троицком храме села Тербуны.

Правящего архиерея встречал глава администрации Тербунского муниципального района Сергей Николаевич Барабанщиков.

За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: викарий Липецкой епархии Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий, секретарь Липецкой епархии протоиерей Василий Бильчук, благочинный Тербунского церковного округа, настоятель Троицкого храма протоиерей Роман Максимчук, клирик храма иерей Алексий Красильников.

Богослужебные песнопения исполнял приходской хор (регент – матушка Елена Лучина).

После сугубой ектении епископ Евфимий вознес молитву о мире в Украине.

По завершении Божественной литургии епископ Евфимий обратился к верующим с архипастырским словом.

Дорогие братья и сестры, во второе воскресенье Великого поста мы совершаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Святая Церковь не случайно установила его память именно в этот день.

Если в первое воскресенье Великого поста мы празднуем Торжество Православия – торжество Истинной веры над еретическими учениями, то пример жизни святителя Григория Паламы есть торжество Истины в сердце человека, по слову апостола: «…и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20).

Григорий Палама происходил из знатного рода, был воспитан при императорском дворе, обладал прекрасными способностями. Но едва достигнув двадцати лет он оставляет роскошную жизнь и удаляется на Гору Афон подвизаться в трудах и молитве, еженедельно проводя пять дней в уединении и безмолвии.

Прославленный в лике святителей, Григорий Палама явился учителем и пламенным защитником исихазма – древней монашеской практики умно-сердечной молитвы, соединенной с очищением сердца от греховных страстей и помыслов.

Совершая память святителя Григория Паламы, мы должны стараться подражать и жизни угодника Божия. Конечно, нам недоступна высота его подвигов молитвы и безмолвия. Но сам образ его трудов может указать нам нужное направление для последующей работы над собой в стремлении хоть несколько приблизиться к исполнению заповеди Божией: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

И время Великого поста – прекрасная возможность для стяжания христианских добродетелей, избавления от греховных наклонностей, отравляющих ядом невоздержания нашу жизнь и жизнь наших близких.

Одним из наиболее распространенных пороков является невоздержание языка: пустословие, празднословие, злословие, клевета. Многие считают эти грехи маловажными: «Ну, подумаешь, не сдержался, вырвалось». Между тем Священное Писание упреждает: «…за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдишься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37), потому что в слове проявляется сущность человека, состояние его души.

Невозможно нам научиться нерассеянной молитве, покаянию, если мы не постараемся прилежать благочестию в словах и мыслях.

Казалось бы, зачем иметь такое пристальное внимание к приходящим помыслам? Что такое мысль, которую кроме нас никто не видит? Но именно ложные помыслы, принятые нами за истинные, являются началом и источником многих зол, разрушая добрые отношения и любовь между людьми.

Например, как часто, поверив нашедшему помыслу, до конца не разобравшись в ситуации, мы начинаем обижаться и раздражаться на ближних. Того факта, что нам показалось как кто-то на нас «не так посмотрел» бывает достаточно, чтобы припомнить «все обиды», которые нанес нам этот человек, постоянно возвращаясь к ним в уме, нестерпимо мучаясь в душе от гнева и возмущения, осуждения и недовольства.

Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20). Святой Апостол открывает, какие чувства свидетельствуют о пребывании Царства Божия в сердце человека: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22). Но такое состояние не дается даром. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), – сказано в Священном Писании.

Святые отцы на опыте познали, что борьба со страстями будет успешной, если внимательно относиться к своим чувствам и низлагать их на стадии зарождения греховного помысла в душе. Например, нам хочется поделиться возмущением на ближних, но мы смолчали, чтобы не смущать другого, ибо по слову святых отцов, злословие опустошает души людей, как огонь в сухую погоду выжигает траву и деревья. Мы должны остерегаться, чтобы в своей субъективной оценке человека не дойти до осуждения и клеветы, уподобляясь человеконенавистнику диаволу, чтобы на нас не сбылись слова апостола Иакова: «И язык - огонь, прикраса неправды; язык… оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак 3:6).

Следует понимать, что необдуманные, легкомысленные слова и поступки приводят к плачевным следствиям, конфликтам, разрушая отношения между близкими людьми. При этом причиной ссор выступают как правило мелочные поводы, которые пав на почву гордого, гневливого сердца, принимают в душе человека значение чуть ли не мирового масштаба.

Всего бы этого не произошло, если бы мы старались иметь смиренное о себе мнение, почитая других выше себя, ценя в каждом человеке образ и подобие Божие, помня, что за каждого из нас Спаситель пролил Свою Кровь на Кресте.

Когда мы трезвенным взглядом оценим причины наших ссор и конфликтов с ближними, то увидим, как ничтожны были все их причины. Потому и апостол увещевает нас: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил 2:3). В Отечнике есть такой пример. Два монаха долгие годы подвизались вместе и всегда были довольны друг другом. Однажды они задумались, отчего же люди между собой ссорятся. Один предложил: «Давай попробуем поругаться». Предметом ссоры избрали кувшин, поставили его посредине между собой. И первый брат говорит:

– Это мой кувшин!

– Нет мой!

– Все-таки мой!

– Твой? Ну, ладно, забирай.

Так у них и не получилось поссориться.

Будем же всегда иметь этот пример перед глазами, когда нам хочется настоять на своем в ущерб христианской любви, ибо ее потери не стоят все сокровища мира. Постараемся стать чуждыми мелких придирок и требований к окружающим удовлетворить наше жалкое тщеславие, особенно в дни Святой Четыредесятницы, ведущие нас к встрече праздника Светлого Христова Воскресения.

Научимся в покаянное время Великого поста относиться внимательно к своим чувствам, чтобы свет Пасхи Христовой воссиял не только в храме в богослужебных песнопениях, но в каждой душе человеческой, исполняя ее неизреченной радостью о Христе Воскресшем, долготерпением и состраданием к ближнему. Чтобы с чистым сердцем в духовном ликовании мы могли вместе с Церковью воспеть: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением...»

Еще раз поздравляю вас с праздником и молитвами святителя Григория Паламы призываю на вас Божие благословение», – завершил Владыка.

Администрация сайта