Во вторник первой седмицы Великого поста Высокопреосвященнейший митрополит Никон совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богородице-Тихоновском (Тюнина) женском монастыре Задонска

Опубликовано 28.02.2017 20:36

Вечером 28 февраля 2017 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Вознесенском соборе Задонского Богородице-Тихоновского (Тюнина) епархиального женского монастыря.

По окончании службы глава Липецкой митрополии обратился к пастве с проповедью:

«Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, вечного Царства и блаженства за мои грехи» (см. Быт 3:6-7), – поется в Великом каноне преподобного отца нашего Андрея Критского.

Падение и преступление Адама в райских обителях свершилось единожды – он пошел против Бога, презрев Его заповедь. Но последствия стали плачевными для всего человеческого рода. Ведь действительно часто бывает так: обвиняя Адама, мы не осознаем, что делами своей жизни мы не единожды, а ежедневно согрешая, так же безрассудно идем против Бога.

Как-то один богатый человек услышал разговор своих слуг – супружеской пары, которые сетовали на то, что из-за грехопадения прародителей они вынуждены в поте лица зарабатывать себе на хлеб: «Ева согрешила, а все люди теперь страдают. Ее муж согрешил, и все стали порабощены грехом. Какая наглость! Ведь Господь им все дал! Чего им не хватало?!»

Тогда хозяин решил предложить им эксперимент, на который супруги с радостью согласились: он поселил их в роскошных покоях, приказал одеть их в хорошие одежды, готовить им вкусные яства. Условием было не трогать один сосуд, который стоял на столе. Супруги возрадовались: им не надо было больше трудиться – им все было дано сполна! Но со временем им перестал давать покой тот самый запретный сосуд...

И если поначалу за обедом они даже не обращали на него внимания, то теперь с каждым днем их любопытство разгоралось все больше: что же там лежит? И однажды любопытство жены взяло верх:

– Давай, посмотрим, что там?

– А давай, мы же ничего страшного не делаем?

Когда они открыли крышку сосуда, оттуда выбежали два мышонка. Жена в испуге закричала, крышка упала и разбилась.

Услышав грохот, пришел хозяин:

– Я же просил вас лишь об одном – не открывать этот сосуд.

Эти люди лишились всех предложенных им благ. И причиной тому стал вовсе не сосуд, а то неуважение и презрение, которое, пресытившись роскошью, бывшие бедняки проявили к своему благодетелю.

Почему так произошло? Святые отцы говорят, что если, забывая Бога, мы ищем комфорта, то по мере приобретаемого покоя, мы даем в себе место страстям.

По этому примеру, мы можем понять, что случилось с Адамом и Евой. Разглядывая плод, они забыли о Хозяине сада, забыли о Подателе благ и сосредоточились на Его благах, бесстыдно нарушив заповедь.

Так бывает и в нашей жизни. Когда ради исполнения своей сластолюбивой воли мы пренебрегаем заповедями Христовыми. Дорогие, мы должны научиться доверять Богу. Если нам Господь что-то запрещает, то только потому, что это принесет нам вред и страданье.

Видя, что Адам и Ева склонили свою волю ко злу и не принесли покаяния, Господь был вынужден закрыть для них двери рая, чтобы в земной жизни они определились с выбором – к чему устремится их сердце – ко злу или к своему Богу. Как говорит пророк Давид: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс 33:15). А благо человеку принесет лишь исполнение заповедей своего Творца.

Один из таких примеров мы видим в ветхозаветном повествовании о страшной гибели Корея, Дафана и Авирона. Корей, левит, а также Дафан и Авирон из колена Рувимова, возглавили в пустыне мятеж против Моисея, забыв, что Сам Господь поставил его над ними. В ропоте на Моисея, они дошли до ропота на Бога. Они знали, что Господь освободил их от египетского рабства, что Моисей ведет их в землю Обетованную. Но как только они встретились с трудностями, когда у них закончилась пища, они начали роптать, что в плену было лучше. Там они вдоволь ели мяса с приправами. Их еще можно было бы как-то понять, если бы они не видели, как много заботы явил о них Господь, как быстро Он избавлял их от трудностей и опасностей пути. Господь сотворил над ними столько чудес, а они сделали свой неблагодарный выбор, отвергнув Его Промысел и заботу об их спасении.

Господь повелел Моисею отойти от этих людей. По слову Творца разверзлась земля и поглотила с шумом Корея, Дафана и Авирона вместе с их животными, богатством... Поскольку, презрев Бога, свой земной выбор эти люди сделали сами.

Так и мы «свиное мясо, котлы и египетскую пищу» предпочли «пище небесной, как древний безрассудный народ в пустыне» (стихира Великого канона. Песнь 6 на Исх 16, 3).

Сегодня так много несчастных и озлобленных людей лишь потому, что они не хотят, чтобы Своим Промыслом к вечным райским обителям их вел Сам Господь, но пытаются сами определять себе дорогу к счастью, а в итоге находят погибель.

А Господь желает привести нас в Царство Небесное, как через Моисея вел народ еврейский в Обетованную землю. И нас Он любит, поэтому долготерпит грехи наши, помогает нам исправлять свою жизнь, познавая, что есть добро, а что зло, и склоняя свою волю и свободу к добру.

Господь очень жалеет нас и хочет помиловать. Постараемся же всеми силами, очищая душу покаянием, ответить на Его любовь, взывая к Нему непрестанно всей душой, всем помышлением, прибегать к Нему с молитвой о прощении, которую мы в эти дни слышим за чтением Великого канона: «Помилуй мя Боже, помилуй мя», – завершил Владыка и призвал на всех Божие благословение.

Администрация сайта