В среду Светлой седмицы Преосвященнейший епископ Евфимий совершил Литургию в Преображенском храме Липецка

Опубликовано 19.04.2017 17:36

18 апреля 2017 года, в среду Светлой седмицы, Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий, викарий Липецкой епархии, совершил Божественную литургию в Преображенском храме Липецка.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Липецкой епархии протоиерей Василий Бильчук, благочинный 1-го Липецкого церковного округа протоиерей Константин Гришин, руководитель Епархиальной комиссии по социальному служению и благотворительности протоиерей Владимир Сельцов, настоятель Преображенского храма протоиерей Константин Баязов и духовенство храма.

Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор прихода (регент – Елена Баязова).

В Апостольском чтении Светлой среды (Деян 2:22-36) Церковь обращает к слышанию православных слова апостола Петра о Воскресении Христовом, обличающие неверие иудеев: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, <…> по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. <…> Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2:22-24,36).

Евангельское чтение четвертого дня Пасхи Христовой (Ин 1:35-51) посвящено призванию апостолов и укреплению Христом веры Нафанаила, возводя его к уразумению, достойному Его Божества: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1:51).

После сугубой ектении епископ Евфимий вознес молитву о мире в Украине.

Перед Таинством Евхаристии было оглашено Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего митрополита Липецкого и Задонского Никона к духовенству, монашествующим и мирянам Липецкой епархии.

По окончании Литургии Владыка Евфимий возглавил пасхальный крестный ход вокруг храма, по завершении которого обратился к прихожанам с архипастырским словом:

«Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас со светлыми днями Воскресения Христова!

Сегодня мы слышали в Евангельском чтении, как двое из учеников Иоанна Крестителя, услышав его слова о Христе: «се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29), пошли вслед за Спасителем, не решаясь из благоговейного страха что-то спросить у Него. Тогда Господь Сам обращается к ним, придавая им дерзновения, показывая, что последовавшие верою достойны беседовать с Ним.

– Что вам надобно? – вопрошает Христос.

– Учитель, желаем знать, где живешь Ты, – отвечают они, выражая в своем вопросе преданность Ему, называя Его учителем и причисляя таким образом себя к Его ученикам, еще даже ничего не слыша от Него.

– Пойдите и увидите, – приглашает Господь, привлекая еще более благородные сердца к следованию за Ним.

И так усладились они беседой со Спасителем, что один из учеников – Андрей, получивший именование Первозванный, идет и скорее зовет своего брата к Христу. Господь, взглянув на Симона, нарек ему имя Петр, что в переводе значит «камень», открывая в самом имени его будущее призвание.

Надо отметить, что Господь с таким расположением принимает братьев, потому что они пошли за Ним не из какой-либо корысти или праздного любопытства, но ради Царства Небесного.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали также о призвании Нафанаила, который услышав, что Иисус Христос родом из Назарета, сначала усомнился: «Может ли быть что-то доброе из Назарета?» (ср. Ин 1:46). Видимо, этот город пользовался дурной славой в Израиле. Кроме того, Нафанаил точно знал, что Мессия должен родиться в Вифлееме, как это действительно и было. Потому он и не увлекся скоро словами Филиппа, сверяя их со Священным Писанием. За верность Слову Божию Нафанаил был похвален Господом, назвавшим его истинным Израильтянином, в котором нет лукавства.

Нафанаил не возгордился от похвалы, но обратился с удивлением к Иисусу, как Он может знать его. «…прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин 1:48), – ответил Господь, возможно, добавляя в подтверждение Своих слов нечто из того, о чем мог знать только Нафанаил.

Евангельское повествование о призвании учеников к апостолькому служению в благовестии Христовой истины завершается словами: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1:51), – в которых Господь открывает, что Сын Божий есть царь не только Израиля, как исповедал Его Нафанаил, будучи еще не совершенным в вере, но и всей вселенной.

И сегодня мы видим воочию исполнение слов Спасителя. Небо вновь отверсто человеку страданиями и Воскресением Христовым, символом чего служат открытые в храме Царские врата на протяжении всех дней Светлой седмицы.

Слыша сегодняшнее Евангельское чтение, мы должны спросить себя, готовы ли мы подобно первым ученикам Христовым искать Царство Небесное, приходим ли мы в церковь именно с желанием искать его? Или внутренним побуждением нашей молитвы является какая-то иная цель? Например, получить помощь в трудных жизненных обстоятельствах, исцелиться от болезни.

Конечно, Господь по Своему милосердию, принимает и такие молитвы. Но мы не должны останавливаться на этом в своем духовном развитии, помня слова Христа, обращенные к Нафанаилу, а через него и ко всем нам: «…ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» (Ин 1:50). Наша малая вера, основанная на явлении Божиих чудес, на надежде на Его Всесильную помощь, должна простираться далее – до любви к Богу, которая по слову Самого Спасителя заключается в исполнении Его заповедей (см. Ин 14:21). 

Для того, чтобы лучше это понять, можно привести в пример такую притчу. Один юноша полюбил девушку из очень зажиточного, состоятельного семейства. Узнав, что у нее день рождения, юноша захотел ее порадовать, только не знал – чем, ибо был очень беден и не имел возможности купить подарок, соответствующий ее положению в обществе. Тут ему пришла мысль, как можно явить в подарке свою любовь, скрыв при этом свою нищету, которая может девушку оттолкнуть от него.

Он зашел в дорогой сувенирный магазин и спросил у продавца нет ли у них красивой расколотой вазы, которую он может продать за бесценок. На его счастье такая ваза нашлась. Юноша попросил красиво упаковать ее и радостный побежал в дом избранницы. Протягивая девушке подарок, он сделал вид, что случайно выронил его из рук. Все ахнули и стали скорее разворачивать его, чтобы проверить сохранность. И тут открылся обман юноши – оказалось, что продавец магазина завернул каждый осколок вазы в отдельный пакет… Со стыдом выбежал несчастный из дома, осмеянный гостями.

Но девушка за этими осколками увидела то, что не мог подарить ей ни один из богатых гостей – любовь и верность сердца. Она смогла оценить чистый порыв души и выбежала вслед за юношей, чтобы вернуть его. Как вы понимаете, у этой истории был счастливый конец, потому что благородным было побуждение юноши и благородной не только происхождением, но и душой оказалась его избранница.

Так бывает и в нашей жизни: мы пытаемся принести в дар Богу свои поступки, чистоту помышлений. Но самые лучшие побуждения разбиваются о нашу греховную немощь. Мы искренне желаем более сосредоточенно молиться, с большим усердием соблюдать пост, ревностно настраиваем себя на исполнение Заповедей, но вместо христианского целомудрия, приносим Богу лишь ее «осколки». Но «Господь и намерения целует», – говорит святитель Иоанн Златоуст в Огласительном слове на Святую Пасху.

Поэтому не будем унывать, но исправляться с помощью Божией, помня, что Господу дороги дела не внешней праведности, лишенные внутреннего содержания, но совершенные «от избытка сердца», наполнить которое может только Христос. Потому и сказано в Священном Писании: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит.23:26). Сам Творец ждет от нас позволения войти в нашу жизнь (см. Откр 3:20), войти лишь с одним, – чтобы освятить ее, исполнить ее Божественным утешением и пасхальной радостью, которая, начавшись здесь, станет залогом жизни вечной. Но мы должны ценить и беречь Его благодать, слушать голос совести – голос Ангела Хранителя, данного нам Богом как помощника на пути спасения.

И пусть не смущают нас помыслы, что неверующие живут в достатке и благоденствии, а у нас скорби и тесные обстоятельства, ибо внешнее очень обманчиво.

Из жития преподобного Андрея юродивого мы помним, как удивлялись прохожие, когда он целовал стены домов порочных хозяев и бил камнями по стенам жилищ богобоязненных людей. Тогда подвижник пояснил: «Где люди живут благочестиво, там с ними пребывают Ангелы, а бесы стоят за стенами дома, не имея возможности проникнуть внутрь. В дома же, где царствует грех, не могут войти Ангелы Божии. Они стоят вне и плачут о заблудших душах. Поэтому я целовал стены, где стоят Ангелы и бросал камни в стены, у которых стояла нечистая сила, отгоняя ее».

Будем же, дорогие братья и сестры, стараться жить в мире с совестью, во взаимопонимании с окружающими, переступать через свое самолюбие, эгоизм ради ближнего и ради спасения своей души. Пусть мы лишены каких-то мирских утешений, славы, почета. Все это не имеет никакой цены в очах Божиих. Постараемся лучше приобрести мужество души, заключенное в христианском смирении, научимся покрывать любовью немощи ближнего. А когда нам не достанет сил, чтобы преодолеть своего ветхого человека: леность, гнев, обиду, зависть, будем взывать к Воскресшему Христу, прося укрепить нас Божией Благодатью в исполнении Заповедей Его.

«Христос Воскресе!», еще раз обратился Владыка к прихожанам со словами пасхальной радости и призвал на всех Божие благословение.

Администрация сайта