В праздник Успения Пресвятой Богородицы в Задонском мужском монастыре состоялось архиерейское богослужение

Опубликовано 28.08.2017 12:20

28 августа 2017 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон в сослужении духовенства обители совершил Божественную литургию во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

28 августа — день 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., на котором было принято общецерковное решение о восстановлении Патриаршества. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и в соответствии с решением Священного Синода в этот день во всех храмах Русской Православной Церкви за Литургией совершалось молебное пение прославленным во святых членам Священного Собора, открытие которого пришлось в 1917 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы, и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора.

Архиерейское богослужение проходило при большом стечении паломников, прибывших в этот день в святую Богородицкую обитель почтить один из любимейших праздников Святой Руси, поклониться плащанице Божией Матери, которая накануне за всенощным бдением была изнесена в центр храма как символ тех риз, которые апостолы нашли в гробнице Пресвятой Богородицы, и которые являются величайшей святыней Православной Церкви.

В книге «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы» повествуется, что по премудрому смотрению Божьему, апостол Фома не был при успении и погребении Божьей Матери. Пришедши на третий день в Гефсиманию, этот пытливый ученик Христов с воплем и отчаянием повергся пред гробовой пещерой и громко выражал своё сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Божьей Матери и прощания с Нею.

Апостолы в сердечной жалости о нём решились, открыв пещеру, доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но каково же было удивление их, когда они увидели, что там уже не было пречистого тела Богородицы, а лежали только одни погребальные пелены Её, от которых разливалось чудное благоухание! Облобызав с благоговением оставшуюся во гробе святую плащаницу, они молили Господа открыть им волю Его относительно пречистого тела Богородицы. И вот, в тот день вечером, когда Апостолы и бывшие с ними собрались для подкрепления себя пищей, сама Царица небесная разрешила недоумение их. Апостолы увидели Пречистую Деву, стоящую в воздухе, окружённую небесными силами и сияющую неизреченной славой. Она сказала им: «радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни»! Это явление так обрадовало Апостолов и всех бывших с ними, что все они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам»!

После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался «лествицею к небеси» и что самое тело Её – как выражается Святая Церковь – «возвысив на небеса возведе Иисус, Сын Её и Спас душ наших». Все уверились, что Матерь Божья в третий день воскрешена Господом и вознесена с пречистым телом в славу небесную. Взяв оставленную в гробе святую плащаницу, для удостоверения отсутствовавших и утешения скорбящих, святые Апостолы возвратились с радостной вестью в Иерусалим, после чего они опять разошлись по разным странам мира для проповеди Евангелия.

Поэтому кончину Божьей Матери Святая Церковь называет «успением», а не смертью, потому что смерть не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая – воспевает Святая Церковь – в рождении сохраняется девство и со смертью сочетавается жизнь: пребывая по рождении Девой и по смерти живой, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечно-блаженной и после трёх дней с нетленным телом вселиться в небесное нетенное жилище. Она опочила сладким сном, после тяжкого бодрствования Её многоскорбной жизни, и «преставилася к Животу», т. е. Источнику жизни, как Матерь жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них успением Своим живое предощущение жизни вечной. Поистине «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

В праздник Успения Пресвятой Богородицы завершается строгий Успенский пост, приуготовляющий верующих к воспоминанию славного события и восприятию духовной радости торжества. В этот день все православные стремятся приступить к святому Таинству Евхаристии.

За Божественной литургией читаются слова Нового Завета, ублажающие вернейшую Слушательницу и Исполнительницу Слова Божия – смиренную Пречистую Деву (Флп 2:5-11. Лк 10:38-42; 11:27-28).

С особым чувством молились в этот праздник со своим Архипастырем насельники и паломники обители о мире на земле Украинской, столица которой является, по Преданию, одним из Уделов Пресвятой Богородицы – местом особого Ее присутствия и благоволения.

По завершении Божественной литургии было совершено славление Божией Матери. Духовенство и богомольцы еще раз с любовью поклонились плащанице Пресвятой Богородицы и святым мощам небесного покровителя обители и теплого печальника за народ православный – святителя Тихона, Задонского чудотворца.

Администрация сайта