В Неделю о мытаре и фарисее в Христо-Рождественском храме села Княжая Байгора состоялось архиерейское богослужение

Опубликовано 28.01.2018 21:29

28 января 2018 года, в Неделю о мытаре и фарисее, Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий совершил Божественную литургию в Христо-Рождественском храме села Княжая Байгора Грязинского района.

Викарию Липецкой епархии сослужили руководитель отдела религиозного образования и катехизации Липецкой епархии, благочинный 1-го Липецкого церковного округа протоиерей Виталий Диесперов; благочинный Грязинского церковного округа протоиерей Георгий Гостилин; настоятель прихода протоиерей Владимир Стаднюк и духовенство благочиния.

За Литургией читалось зачало из Второго послания к Тимофею святого апостола Павла: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим 3:10-15). 

Евангельское чтение праздника (Лк 18:10-14) напомнило притчу о мытаре и фарисее.

После сугубой ектении Преосвященнейший Владыка вознес молитву о мире в Украине.

По завершении Литургии епископ Евфимий обратился к прихожанам с архипастырским словом: «Сегодняшнее воскресенье называется Неделей о мытаре и фарисее. Это – первая подготовительная неделя к Великому посту. Она берет свое именование от евангельского чтения, в котором мы сегодня слышали о молитве двух разных людей – мытаря и фарисея.

Фарисей был строгим ревнителем соблюдения ветхозаветного закона. Он вел внешне праведную жизнь, и на нее он обращает внимание в своей молитве: «Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как другие, пощусь два раза в неделю, отдаю десятину из всего, что приобретаю…» (см. Лк 18:11-12).

Второй человек был мытарь, иначе – сборщик налогов. Надо отметить, что в те времена мытари особенно презирались израильтянами. Обирая свой народ в пользу римского императора, ради личной корысти они не гнушались забирать последнее даже у вдов и сирот. 

И вот в сердце одного из таких людей зародилось раскаяние. Стоя в храме, мытарь не оправдывал свою беззаконную жизнь, но исповедовал свое недостоинство пред Богом, надеясь лишь на Его милосердие. От глубокого чувства вины мытарь не смел поднять глаз на небо и только, бия себя в грудь, непрестанно взывал в сокрушении духа: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк 18:13).

В Евангелии сказано, что мытарь вышел из храма более оправданным, нежели фарисей, превозносившийся своей внешней праведностью. Ибо иной суд человеческий, и иной суд Божий. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, – говорит Господь через пророка. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (см. Ис 55:8-9).

Почему так? Потому что Господь смотрит на сердце человека, – чем оно исполнено: упованием на Бога или самонадеянием, покаянием или осуждением и уничижением ближних, состраданием или превозношением, плодами духа (см. Гал 5:22-23) или формальным подчинением букве закона.

На первый взгляд, фарисей все делает правильно: постится, молится, подает милостыню, ревностно стремиться исполнить закон Божий. Но, если внимательнее вслушаться в слова его молитвы, то мы увидим, что не Бога он прославляет в сердце своем, как призывает Священное Писание (1 Пет 3:15), а самого себя.

«Надеющиеся же получить спасение за одни добродетели без всякого отношения к Богу, <...> становятся как мертворожденное дитя, лишенное духа жизни», – пишет святитель Феофан Затворник. Все святые подвижники презирали славу человеческую и искали только славы Божией. И над ними воочию сбывались слова: «…всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:14).

Подтверждение евангельской истине мы можем найти и в нашей жизни. Существует множество примеров тому, как слава человеческая меркнет еще до скончания жизни ее обладателя, а слава Божия следует за человеком многие века и после смерти.

<...> Постараемся же в преддверии Великого поста задуматься о важности покаянного расположения нашего сердца, совершая добрые дела во славу Божию», – пожелал Владыка и призвал на всех Божие благословение.

Кондак Недели о мытаре и фарисее
глас 3

Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся. Нас бо ради воплотися, Бог сый Отцу собезначальный.

 

Администрация сайта