В день Святой Троицы глава Липецкой митрополии совершил Литургию в кафедральном соборе Липецка

Опубликовано 04.06.2017 20:24

4 июня 2017 года, в День Святой Троицы (Пятидесятницы), Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон совершил Божественную литургию в Христо-Рождественском кафедральном соборе Липецка.

Главе Липецкой митрополии сослужили: викарий Липецкой епархии Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий, секретарь Липецкой епархии, настоятель собора протоиерей Василий Бильчук, руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Виктор Архипкин, руководитель сектора УВД военного отдела Липецкой епархии протоиерей Владимир Максимчук и духовенство собора.

Перед началом богослужения Высокопреосвященнейший митрополит Никон поклонился частицам мощей святых угодников, пребывающим в кафедральном соборе Липецка.

Песнопения Литургии исполняли: мужской архиерейский хор под управлением Александра Черникова, праздничный хор собора под управлением Лилии Ивановой и Митрополичий детский хор (руководитель – Светлана Сингур).

В день святой Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, о чем повествует Апостольское чтение праздника: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян 2:1-11).

Евангельское чтение праздника Пятидесятницы (Ин 7:37-52; 8:12) возвестило слова Спасителя в последний день праздника кущей и открыло споры иудеев о Нем: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

Итак произошла о Нем распря в народе…

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 7:37-43, 8:12).

После сугубой ектении Преосвященнейший епископ Евфимий совершил молитву о мире в Украине.

По окончании Литургии Высокопреосвященнейший митрополит Никон возглавил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв.

С архипастырским словом к прихожанам обратился Владыка Евфимий:

«Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершили богослужение в честь великого праздника – дня Пятидесятницы, который мы называем также праздником Святой Троицы.

Празднование Пятидесятницы берет свое начало со времен Ветхого Завета. Пророк Божий Моисей вывел израильский народ из египетского плена. В пятидесятый день их шествия по пустыне Господь дал Моисею скрижали Завета на Синайской горе, положив Десятью Заповедями начало духовному закону Ветхого Завета.

В памятование этого события еврейский народ каждый год собирался в этот день во Иерусалиме. Когда апостолы находились в Синайской горнице вдруг поднялся шум как бы от сильного ветра, и Дух Святой в виде огненных языков зримо сошел на учеников Христовых. Исполнилось обетование Божие о явлении миру Третьего Лица Святой Троицы: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин 15:26). Поэтому этот день мы называем также праздником Святой Троицы, положившем начало и рождению Церкви Христовой.

После Воскресения Христова до времени сошествия Духа Святого апостолы находились в страхе от иудеев, хотя им неоднократно являлся Воскресший Господь, укрепляя их веру. Но для молитвы они собирались потаенно, боясь возвестить собратьям по крови о свершившемся чуде Воскресения Спасителя.

Некогда неграмотные рыбаки, зарабатывавшие на жизнь тяжелым трудом ловли рыбой, они не понимали еще, как могут стать «ловцами человеков» (см. Мф 4:19). У них не было даже возможности получить образование, как первосвященники или римские граждане, чтобы иметь какие-то основания учит народ. Но Господь дал им за чистоту сердца другое – высшее образование – познание Бога.

В течение трех лет они ходили со своим Божественным Учителем. Наедине Господь пояснял им многие духовные истины, о которых прикровенно говорил народу притчами. Но, чтобы это учение вполне раскрылось в них, чтобы они могли нести его людям, стать «солью земли» (см. Мф 5:13), светильником, который светит всем (см. Мф 5:15), им была необходима Благодать Святого Духа, просвещающая, освящающая всего человека.

Мы видим, какое удивительное преображающее действие произвела на апостолов Благодать Святого Духа. Они вышли из горницы и стали дерзновенно проповедовать Воскресшего Христа. У них не было больше страха перед иудейскими начальниками. Они, нигде не учившись, заговорили на разных языках так хорошо, что удивили всех собравшихся во Иерусалим иудеев, каждый из которых слышал их говорящими на своем родном наречии.

Но заметьте, дары Духа Святого даются не для того, чтобы удивлять других своими дарованиями, а ради служения ближним. Так, дар говорения на языках был дан апостолам, чтобы они могли нести Евангельскую весть всему миру, благовествуя истину Христова Воскресения на родном языке народов.

Дух Святой укрепил апостолов, дал им разумение Священного Писания, разумение слов Спасителя, за Которого они теперь с радостью претерпевали страдания, гонения, мучения и саму смерть. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил 4:13), «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь?» (Рим 8:35), – писал в Посланиях апостол Павел, призванный Благодатью Духа Святого от гонителей христиан к апостольскому служению.

Но и мы в молитве призываем Святого Духа, более того, мы получаем Его Благодать уже при крещении, когда священник совершает миропомазание со словами: «Печать дара Духа Святого». Почему же Его действие в нас не столь разительно, как в апостолах, почему Его Благодать не преображает нашу жизнь?

Вот это зависит от нас. К сожалению, зачастую мы своей жизнью не даем Благодати действовать в нас. Произнося слова молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны…», – задумываемся ли, куда призываем мы вселиться Господа? Найдет ли Он место подобающее Его Благодати в нашем сердце? Желаем ли мы Его прихода так, как ждут самых дорогих гостей? И наши поступки, наш образ жизни отвечают за нас: «Нет. Мы не ждем Господа. Мы слишком заняты повседневной суетой».

Вспомните, когда мы ждем гостей, то стараемся убрать дом, приготовить праздничный стол, одеваем лучшую одежду. Не так ли мы должны стремиться украшать душу добродетелями, очищать ее от страстей и пороков, когда призываем Святого Духа вселиться в нас? Нет, Господь никогда не оставляет человека, но мы сами отдаляемся от Него, становясь по существу чуждыми Его Благодати. Что же нам делать? Постараться вернуть ее! Ради этого Господь дал Таинства Церкви, чтобы вновь и вновь врачевать нас от поврежденности грехом, чтобы войти в наше сердце и вечерять с нами (см. Откр 3:20).

И мы чувствуем Его присутствие в той тишине и умиротворении сердца, когда принесем в Таинстве Исповеди искреннее раскаяние в грехах, потому что в этот момент Господь своей Благодатью коснулся нашей души. Прощая нам грехи, Он очищает нас от действия страстей в принятии Святых Христовых Таин, к Которым мы должны подходить с сокрушением о своих грехах, ибо причащаясь Тела и Крови Христовой, мы приступаем к Царю славы, пролившему Свою Бесценную Кровь на Кресте из-за наших грехов. Благодать Божию мы получаем также в Таинстве Соборования, в котором, по великому Милосердию Божию, через молитвы и помазание освященным маслом человек получает разрешение забытых грехов, отчего многие ощущают после этого Таинства небывалую легкость в душе.

Господь послал Святого Духа апостолам, чтобы через них излить Благодать на всю Церковь. Если в Ветхом Завете Святой Дух руководил богоизбранным народом, открывая Свой Промысл о нем через пророков, то в Христовой Церкви каждый человек, уверовавший и принявший Таинство Крещения, становится причастником Божественной Благодати. Не только избранные, как пророки в Ветхом Завете, но каждый из нас призван стать носителем Благодати Святого Духа.

Хочу в этот день пожелать вам словами апостола: «Духа не угашайте» (1 Сол 5:19). «Как огонь требует дров, так и благодать - нашего усердия, чтобы она воспламенялась», – говорит Иоанн Златоуст. Поэтому желаю вам стремления к исканию Бога, чтобы оно не ослабевало, не угашалось житейскими попечениями. Исполняя необходимые обязанности по отношению к семье, к сослуживцам, к обществу, мы должны помнить и о наших обязанностях по отношению к своей душе, к Творцу, которые заключаются в стремлении стать причастным Благодати Святого Духа», – завершил Владыка и призвал на всех Божие благословение.

Администрация сайта