В день Святого Духа Преосвященнейший епископ Евфимий совершил Литургию в Задонском женском монастыре

Опубликовано 05.06.2017 18:43

5 июня 2017 года, в день Святого Духа, викарий Липецкой епархии Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий совершил Божественную литургию в Троицком соборе Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Липецкой епархии протоиерей Василий Бильчук, благочинный Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрит Трифон (Голубых), духовник Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря игумен Серафим (Лаврухин) и духовенство обители.

Богослужебные песнопения исполнял сестринский хор обители (регент – инокиня Антония (Бирюкова).

За богослужением читалось Послание к Ефесянам святого апостола Павла:

«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

Испытывайте, что́ благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.

Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф 5:8-19).

Евангельское чтение праздника напомнило о домостроительстве Благодати Божией: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.

Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:10-20).

После сугубой ектении епископ Евфимий вознес молитву о мире в Украине.

По завершении богослужения Преосвященнейший Владыка обратился к насельникам и паломникам обители с архипастырским словом:

«Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем богослужение в честь Третьего Лица Святой Троицы – Святого Духа.

Церковь установила порядок богослужений, согласно которому на второй день каждого двунадесятого праздника чествуются те, кто послужил свершению празднуемого события. Так, на второй день Рождества Христова мы чтим память Божией Матери. Этот праздник называется Собор Пресвятой Богородицы. Во второй день Крещения Господня мы прославляем Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Второй День праздника Святой Троицы посвящен особому прославлению Третьего Лица Святой Троицы – Духу Святому, зримо явившего Себя миру в момент схождения на апостолов, собравшихся в Сионской горнице в Иерусалиме по случаю еврейского праздника Пятидесятницы – прообраза Пятидесятницы Новозаветной.

В этот день все жители Иудеи стекались во Иерусалиме, чтобы совершить память знаменательного события. В пятидесятый день исхода их из египетского плена Господь явился пророку Моисею на горе Синай и дал вождю иудейского народа Скрижали Завета – две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей.

Священное Писание передает нам, что схождение Духа Святого на апостолов в виде разделяющихся языков пламени (см. Деян 2:3) сопровождалось шумом с неба, «как бы от несущегося сильного ветра» (см. Деян 2:2).

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что шум сильного ветра, и явление видения огненных языков, были необходимы не для самих апостолов, но для иудеев, которые тогда находились с ними.

«Чтобы величие сходящей такой благодати не было сокровенно, она как небесная труба восшумела», – добавляет святитель Кирилл Александрийский. Горница, в которой находились апостолы, стала вместилищем духовной Благодати. По слову Святителя, они «крестились всем существом, облеклись душою и телом в божественную и спасительную одежду».

Укрепив учеников Христовых на несение трудов апостольского служения, Дух Святой дал жизнь Новозаветной Церкви, в которой каждый верующий в Спасителя освящается Благодатью Святого Духа, в стяжании которой заключается главный смысл человеческой жизни.

Каким же образом можем мы стяжать Благодать Божию?

Во-первых, она подается каждому даром в Таинстве Крещения, омывая первородный грех, помогая в борьбе с духами злобы поднебесными, страстями и греховными немощами.

К сожалению, на протяжении жизни мы теряем полученную в крещении Благодать, из-за нашего невнимания, нерадения, недостаточного знания основ православной веры.

Зачастую Таинство Крещения совершается по установившейся традиции крестить детей в младенчестве. Но потом их духовным воспитанием никто не занимаются. Они вырастают, ничего не зная о своей вере, не понимая свой ответственности пред Богом. В первые века христианства Таинство Крещения совершалось в зрелом возрасте, когда человек осознанно подходил к возлагаемым на себя обетам и их исполнению.

При совершении Таинства священник спрашивает крещаемого:

– Отрицаешися ли сатаны и всех дел его?

– Отрицаюся.

– Сочетаваешися ли Христу?

– Сочетаваюся.

– Сочетался ли еси Христу и веруеши ли Ему?

– Сочетахся и верую Ему, яко Царю и Богу.

В подтверждение этого крещаемый читает Символ веры.

Когда же крестят младенца, то обеты за него дают восприемники, или крестные родители, как мы их называем. На них лежит долг, по достижении младенцем разумного возраста, пояснить ему основы православной веры, обязанностей христианина по отношению к Богу, к ближним, к самому себе.

Но в каком бы возрасте ни крестился человек, он не может, один раз получив, навсегда удержать Благодать. Со временем он начинает ощущать ее оскудение, которое может проявляться в нежелании молиться, посещать храм, в отсутствии сердечной теплоты, унынии, поиске всевозможных увеселений, которыми человек напрасно пытается заглушить чувство душевного опустошения.

Что же делать? Стараться вернуть ее. О таковых в Священном Писании сказано: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12).

Дорогие, Господь дает нам возможность вернуться в прежнее благодатное состояние, которое мы имели после крещения, и даже достичь более высокого. В Таинстве Крещения мы получили прощение всех грехов, начиная от первородного. Прилагая усилия, чтобы вновь стяжать Благодать, мы отвергаемся себя, берем крест свой и следуем за Христом (см.: Мк 8:34).

Все это стало возможным благодаря действию в Церкви Благодати Святого Духа. Семь Таинств установил Господь, через которые мы можем стать причастными Его Благодати, ведущей ко спасению души.

Мы сказали уже о Таинстве Крещения, вводящего человека в Церковь Божию. В Таинстве Исповеди, которое именуют также «вторым» крещением, человек получает прощение и разрешение от грехов, содеянных после Таинства Крещения. Священник является свидетелем нашего покаяния пред Богом.

Противостоять натиску страстей, греховных помыслов и желаний дает человеку Таинство Евхаристиии. В нем мы причащаемся Тела и Крови Христовых, соединяемся с Богом. Это Таинство освящает и преображает всего человека, исцеляет душевные и телесные недуги, приобщает его вечной жизни.

В Таинстве Елеосвящения (Соборования) человеку прощаются забытые грехи, или сделанные по неведению.

Очень часто человек, достойно подготовившийся к Таинству, приступивший к нему с сокрушенным сердцем, с сознанием своей духовной нищеты и немощи, ощущает необыкновенное душевное умиротворение. Так действует Благодать Божия, приносящая в душу мир и тишину.

«…мир Мой даю вам», – говорит в Евангелии Христос. Бог дает любящим Его от всей души мир, превосходящий всякий ум. Имея мир Господень, человек может терпеть многие скорби и переносить многие бедствия от демонов и от людей, считая их за ничто, – утверждает преподобный Петр Дамаскин.

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам об установлении Господом Таинства Исповеди. Христос обращается к ученикам со словами: «Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе» (Мф 18:18).

Такую великую власть дал Господь апостолам и их преемникам – епископам, а через рукоположение от них – священникам. Такой власти, которую Господь дал немощному человеку, не имеют даже Ангелы.

В жизнеописании святителя Иоасафа Белгородского приводится исключительный случай. По вступлении на кафедру, святитель Иоасаф собрал духовенство вверенной ему епархии. Среди священников он обратил внимание на одного старца весьма преклонных лет. Святитель был поражен, узнав, что ему минуло уже 130 лет, и стал расспрашивать о его жизни, не совершил ли он какого тяжкого греха, который связывает его и не дает умереть.

Заливаясь слезами, священник упал в ноги архипастырю и признался в ужасном случае, бывшем много десятилетий назад, о котором он успел уже забыть и считал свое долголетие признаком милости Божией.

Однажды, – рассказал старец, – он совершил Литургию и собирался идти домой, но был остановлен слугой помещика, приказавшего ему совершить Литургию вторично, что канонически запрещено. Литургию нельзя служить дважды одному священнику, также ее нельзя служить дважды на одном престоле.

Нарушение этого правила является смертным грехом, потому что Литургия – это олицетворение всей жизни Спасителя от Рождества до Распятия и Вознесения на Небеса. Вознесение на Небеса символизирует возглас священника в конце Литургии: «Всегда ныне и присно и вовеки веков». В этот момент он осеняет молящихся чашей, которая затем поставляется на жертвенник со словами: «Вознесися на Небеса Боже и по всей земле слава Твоя».

Так вот, этот священник смалодушничал, услышав приказ помещика, и под угрозой наказания начал второй раз совершать Литургию.

В это время ему явился Ангел Божий и предостерег, что если он это сделает, то будет проклят. В порыве отчаяния священник ответил: «Сам будь проклят».

«Несчастный, ты же проклял Ангела Божия, Хранителя святого места», – ужаснулся святитель Иоасаф.

Это проклятие связало их обоих. С тех пор прошло более семидесяти лет. Та церковь по ветхости разрушилась, но старый священник все же смог указать на распаханном поле место, где стоял храм. Святитель Иоасаф распорядился поставить там походную церковь и повелел священнику совершить в ней Божественную литургию.

Затем Святитель прочитал разрешительную молитву над священником, который, примирившись с Ангелом Божиим и со своей совестью, предал дух Богу, склонившись в порыве благодарного чувства на плечо Святителя Иоасафа.

При освящении престола храму дается Ангел Хранитель, который продолжает стоять на этом месте до Второго пришествия Христова, даже если храма уже нет. Приведу один пример. В нашем городе был храм. После революции его разрушили. Впоследствии там построили жилой дом. И с этим домом стало твориться что-то странное – вещи просто вылетали из окон. Никто не мог понять, что происходит, пока не нашли в архивных источниках, что на этом месте стояла церковь. После этого пригласили священника. Он освятил дом и все аномальные явления прекратились.

Из этих случаев мы можем судить о силе священнического проклятия и благословения. Велика власть, которую получает человек от Бога в Таинстве Священства. Но Симеон Новый Богослов упреждает, что получив власть вязать и решить, священнику необходимо стяжать смиренное сердце, чтобы эта власть в итоге не обратилась против него, потому что она есть не привилегия перед людьми, а большая ответственность пред Богом.

Священник поставляется служителем Богу, ходатаем пред Ним от лица христиан. Священник не может распоряжаться Благодатью по своему усмотрению. Совершая Таинства он есть проводник Благодати, которую подает верующему Сам Господь.

Благодать священства не спасает и не оправдывает самого священника от совершенных им грехов, не является его личной добродетелью. Так же как любой православный он имеет потребность в личном подвиге. Поэтому так важно молиться о духовенстве, чтобы совершая Таинства и богослужения, помогая верующим на пути спасения, священники сами не оказались лишены Божественной Благодати по человеческой немощи, греховности и нерадению.

Еще раз поздравляю вас с праздником! Пусть Благодать Святого Духа всегда пребывает в вашем сердце, согревает ваши души, укрепляет на пути спасения, светит вам подобно маяку, который указывает кораблям правильный курс в ночное время суток и непогоду. Так Благодать Святого Духа пусть станет для вас указателем берега спасения, к которому мы все стремимся пристать», – завершил Владыка и призвал на всех Божие благословение.

Администрация сайта