В день Радоницы глава Липецкой митрополии совершил Литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, города Липецка.

Опубликовано 25.04.2017 14:27

25 апреля 2017 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон совершил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, города Липецка.

Его Высокопреосвященству сослужили: Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий, викарий Липецкой епархии; секретарь Липецкой епархии протоиерей Василий Бильчук; благочинный 1-го Липецкого церковного округа протоиерей Константин Гришин; настоятель Преображенского храма Липецка протоиерей Константин Баязов; руководитель комиссии по социальному служению и благотворительности Липецкой епархии, настоятель храма Всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Владимир Сельцов и духовенство храма.

На Радоницу Церковь продолжает Апостольское чтение (Деян 4:1-10) об исцелении хромого апостолом Петром «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав» (Деян 4:10).

Полны духовного назидания Евангельские слова, читаемые в день пасхального поминовения усопших: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3:16-21).

После сугубой ектении епископ Евфимий вознес молитву о мире в Украине.

По окончании Литургии Владыка Евфимий возглавил совершение заупокойной литии, во время которой были вознесены молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Русския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц, вождей и воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех в надежде Воскресения и жизни вечной преставльшихся праотец, отец, братий и сестер наших, православных христиан, и всех зде ныне нами поминаемых».

Затем Его Преосвященство обратился к прихожанам с архипастырским словом.

«Во вторник после Светлой седмицы, в день Радоницы, Церковь совершает поминовение усопших. Это первое заупокойное богослужение после дней Святой Пасхи. Традиция поминать в этот день усопших берет свое начало с конца IV века.

На Радоницу мы приходим на богослужение в храм, а затем посещаем могилы близких на кладбище, чтобы принести им радостную весть Воскресения Христова, молитвенно отдать долг любви христианской, не прекращающейся с переходом в вечность.

Переступив порог смерти, человек зачастую нуждается в молитвах более чем во время земной жизни, не имея возможности уже что-либо исправить самому. Легкомысленно относясь к званию христианина, отступая от заповедей Божиих не только по немощи человеческой, но и осознанно, по пристрастию к греху, люди уходят в вечность в различном состоянии души.

Хорошо, когда человек сподобляется мирной христианской кончины, пособоровавшись, исповедавшись, причастившись Святых Христовых Таин. Но чаще бывает по-иному и смерть застает человека внезапно. Несчастный случай, недуг, мгновенно прекращающий жизнь, – от этого не застрахован никто.

Страшно, если за годы, опущенные Богом для покаяния, человек так и не смог прийти к нему, провождая бесцельно драгоценное время в духовном расслаблении, развлечениях, погоне за благами мира, грехах и пороках. И только переступив порог смерти, он понимает, как сильно он ошибался, не учитывая в своих планах на жизнь посмертное воздаяние.

Некоторые могут спросить: «Но если Господь милосерден, то почему Он так строго судит людей, почему допускает существование ада?» На самом деле существование ада допускаем мы, а не Бог. Именно мы отворачиваемся от Слова Божия. Не вверяя Ему свою жизнь, не желая служить Истине, мы лишаем себя пасхальной радости – радости Воскресения, радости жизни во Христе. А где нет жизни, там царит смерть.

Мы знаем, что есть насекомые, которые предпочитают сырые и темные места, потому что не могут переносить солнечного света. Мы часто их видим, когда начинаем наводить порядок на приусадебном участке. Поднимая камни и старые доски, мы находим там целые скопления дождевых червей, мокриц, которые сразу уползают, как только их начинают пригревать солнечные лучи.

Так и душа человека, уклонившись свободной волей от Солнца правды Христа, тут же наполняется мерзкими страстями и пороками, подобными этим насекомым. Когда человек умирает, ему открывается духовный мир, который будучи на земле, мы можем увидеть лишь очами веры. Но если мы упорно закрываем их на видение Бога, на видение нечистоты своей души в свете Евангелия, то после смерти, в лучах Его славы открывается вся неприглядность души, порабощенной страстями. Тогда несоответствие Божественному замыслу о человеке приводит к неминуемому страданию и мукам совести, которых можно было избежать, воспользовавшись дарованным временем земной жизни для покаяния.

Но зачастую человек вместо покаяния приносит Богу ропот, малодушно прячась в помыслах самооправдания. Этот грех изгнал наших прародителей из рая. Преступив Заповедь, Адам и Ева не пошли к Богу, чтобы открыть свое преступление и испросить Его милости и прощения, но стали оправдывать себя.

Прародительский грех прочно укоренился в человеческой природе. Даже маленькие дети, что-то натворив, стараются спрятаться от родителей, понимая, что такое поведение должно повлечь за собой наказание. Повзрослев, человек не привыкший отказывать себе, сдерживать свои порывы, оправдывающий себя, легко совершает преступление. И вновь пытается скрыться. Теперь уже от правосудия.

Но есть суд, от которого не скроешься. Это суд Божий. И есть милостивый Судия, Который отпустит покаявшегося не только без наказания, но еще укрепив его Своей благодатью за мужественный шаг на пути самоотречения. Этот милостивый Судия – наш Бог. Но есть дверь, которая заграждает возможность покаяния. Эта дверь – смерть.

Жизнь каждого человека рано или поздно подходит к концу. И если он оказался неготовым предстать пред Богом, то в вечности он очень сильно нуждается в молитвах Церкви, в молитвах своих ближних, в которых мы умоляем Господа восполнить Своей Благодатью недостаток их покаяния, которые они не смогли принести при жизни.

Вопль любящего сердца преклоняет на милость Бога, не желающего смерти грешника (ср. Иез 33:11), пролившего Свою Кровь на Голгофском Кресте за каждого человека. Потому мы поминаем усопших на панихидах, вынимаем за них частицу просфоры на Литургии. На дискосе с Агнцем – просфорой, которая в Таинстве Евхаристии претворяется в тело Христово, – полагаются рядом частички, вынутые за живых и усопших, символизируя единство Церкви – Тела Христова, основой взаимосвязи членов которой служит святая любовь – любовь Бога к человеку и любовь человека к Богу, а через нее – и к каждому из людей.

Будем же, дорогие братья и сестры, не забывать своих близких, знакомых, которые нуждаются в нашей молитве об упокоении. Постараемся не забывать и о спасении собственной души, возгревать в себе память смертную, готовясь встретиться с Солнцем правды Христом, когда Господь призовет нас.

Еще раз поздравляю вас с сегодняшним праздником и призываю на вас Божие благословение», – завершил Владыка.

Администрация сайта