В день открытия выставки-форума «Радость Слова» в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, города Липецка состоялось архиерейское богослужение

Опубликовано 25.10.2017 17:42

25 октября 2016 года, в праздник Калужской иконы Божией Матери, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви Высокопреосвященнейший митрополит Калужский и Боровский Климент и глава Липецкой митрополии Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон совершили Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, города Липецка.

В этот день на приход храма был принесен ковчег с частицей мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси – главной святыни просветительского проекта выставки-форума «Радость Слова».

Архипастырям сослужили благочинные Липецкой епархии и руководители епархиальных структур в священном сане.

Богослужебные песнопения исполнял праздничный хор Никольского храма Липецка под управлением Романа Попова.

По завершении Литургии митрополит Никон обратился к Владыке Клименту: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Климент, мы знакомы с Вами уже многие годы. В вашем жизненном пути мы видим отражение всей жизни Русской Церкви в непростые годы последних десятилетий. Мы высоко ценим Вами издательские труды, с интересом и особым внимание читаем написанные Вами книги духовного содержания.

Позвольте выразить сегодня радость по случаю Вашего визита в Липецкую епархию с выставкой-форумом «Радость Слова» – это событие, которое многие ждали. Вы привезли нам слова духовной радости – православные книги, Божие благословение; привезли для поклонения мощи святителя Тихона Московского. Многие приходили к святыне в Задонске, где она пребывала два дня. И сегодня Вы видите, сколько людей собралось, чтобы поклониться Святителю, принести ему свое благодарение.

В знак братской любви позвольте преподнести Вам старинную икону святителя Тихона Задонского как благословение угодника Божия лично Вам, вашей обители и всей вашей епархии. Еще раз благодарю Вас за милость, которую вы оказали нам, посетив нашу епархию. Липецкая земля прославлена жизнью многих великих подвижников, почитаемых всем православным миром – святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, преподобных Илариона Троекуровского и Иоанна Сезеновского и многих других. Пусть их молитвами Господь укрепит Вас в исповедании веры православной, подаст Вам духовную силу в несении возложенного на Вас служения просвещать светом Христовой истины наш народ».

В ответном слове митрополит Климент поблагодарил Владыку Никона за теплые слова приветствия и передал благословение Святейшего Патриарха Кирилла, отметив молитвенную поддержку Предстоятеля Русской Православной Церкви в реализации важного просветительского проекта Издательского совета - выставки-форума «Радость Слова».

Митрополит Климент отметил, что выставка «Радость Слова» предполагает не только знакомство широкого круга читателей с лучшими новинками православной литературы, но дает возможность и живого общения с их авторами, что взаимно обогащает участников встреч, поднимает актуальные проблемы церковной жизни, позволяет увидеть насущные потребности духовного просвещения современных людей.

Владыка поделился, что идея проекта возникла из небольшой по времени, но важной по содержанию, беседы с ребенком: «На одной из Рождественских елок в Калуге подбегает ко мне мальчик лет десяти и задает неожиданный вопрос: «А кто создал Бога?» Я ему ответил, что Бога никто не создавал. Напротив, все создал Сам Господь. После беседы у меня родилась идея провести цикл бесед богословского характера. Итогом этих бесед стала книга «Вечные вопросы. Беседы о Боге, творении и человеке», в которой я касаюсь важных для каждого христианина богословских вопросов: о рае, о смысле жизни и предназначении человека, о сотворении первых людей и многих других. Темы книги черпались из непосредственных бесед с людьми. Только так можно понять их действительные духовные нужды».

В архипастырском слове Владыка Климент отметил, что Промыслом Божиим его жизненный путь проходил под покровительством подвижников, носящих имя Тихон: «В отроческие годы моим духовником был архимандрит Тихон (Агриков). В Америке я нес служение в Свято-Никольском соборе, возведенном святителем Тихоном Московским. Неподалеку от Нью-Йорка находился монастырь во имя святителя Тихона Задонского. Из Штатов меня перевели в Калугу – к преподобному Тихону Калужскому. А вчера я посетил Задонскую обитель, прославленную трудами святителя Тихона Задонского.

Последний раз я бывал в Задонске сорок лет назад и вчера с радостью увидел, какие там произошли перемены. И все это благодаря Вашим трудам, дорогой Владыка. Хочу подчеркнуть, что Вам удалось поднять из таких руин святую обитель, потому что вы любите Христа, любите Его Святую Церковь, любите служение Богу, любите родную вам липецкую землю. Вы пришли к Богу с детских лет, выросли в православной вере. Для Вас Церковь – вся Ваша жизнь, когда легче умереть, чем душу от Христа оторвать. Вы прошли через тяжелые годы гонений, преследований, нестроений, но сохранили веру. 

В этом году мы отмечаем 100-летие Поместного Собора 1917 года, особо чтим память новомучеников Российских, пострадавших за Христа в богоборческие годы. На пороге революционных событий Господь укрепил наш народ. На Поместном Соборе 1917 года было восстановлено Патриаршество. К сожалению, мы очень мало знаем об этом важном историческом событии. Многие годы нам твердили лишь о «Великой» Октябрьской революции. А в чем ее величие? В том, что ей было принесено миллионы жертв? В том, что вся русская земля была залита кровью?

Господь попустил нам пережить это время. Но в укрепление православному народу Он дал таких молитвенников как святитель Тихон, патриарх Московский.

В Петровскую «революцию» Патриаршество было упразднено. Это была невосполнимая потеря для Русской Церкви. Но наши императоры были верующими людьми, и благодаря этому Господь хранил нашу землю. Когда же к власти пришли безбожники, христопродавцы, Господь дал нам великого молитвенника и печальника за землю русскую – святого Патриарха Тихона, чтобы его молитвами помиловать народ. Жизнь Святителя вполне соответствовала его имени. Это был тишайший, кроткий Патриарх. Не громкими заявлениями, которые подчас от него требовали, он спасал Россию, а подвигом горячей молитвы. Мы знаем, сколько он претерпел гонений, страданий, заключений. Но не о себе молился он, а о вверенной ему Богом пастве, чтобы Господь дал силы выстоять русскому народу. Он предвидел грядущие на Святую Русь великие испытания и молился: «Господи! Сохрани землю русскую в вере!» 

Тяжелые то были времена. Владыка Никон помнит, как грозили верующим показать по телевизору последнего попа. И до какого лукавства доходила богоборческая власть. В годы хрущевских гонений я учился в школе. Приезжает к нам архимандрит Тихон и спрашивает меня:

– Ну что, вам в школе говорят, что Гагарин в космосе был, а Бога не видел?  

– Да, батюшка. А Вы откуда знаете?

– Да вся страна говорит об этом. Но я тебе скажу другие слова – святителя Луки, хирурга. Он сказал: «Я сделал тысячи операций на головном мозге. Мозг видел, а ума – нет». Означает ли это, что у человека нет ума?

Эти слова запали мне в душу. А недавно я узнал, что Гагарин таких слов и вовсе не говорил. На вопрос Хрущева: «Ну, как, ты в космосе был – Бога видел?» – Юрий Гагарин ответил: «Если Бога не видишь на земле, то не увидишь Его и в космосе». Видите, как мудро он сказал, потому что он был верующим человеком.

Как же можем мы увидеть Бога? Расскажу вам о жизни преподобного Псоя Египетского. На иконах он изображается несущим на руках Спасителя. Ему многократно являлся Христос. И ученики просили его: «Отче умоли Христа, чтобы Он и нам явился». По любви к ученикам Преподобный воззвал к Спасителю: «Господи Милосердный! Покажись моим ученикам, чтобы укрепить их веру». Христос ему ответил: «Пусть идут на гору. Я явлюсь им». Посылает Преподобный учеников на гору: «Идите, там Христос». И сам идет потихоньку. Он был уже в преклонном возрасте, около 90 лет. Молодежь скоро побежала, а он потихоньку идет.

На перекрестке ученики встречают калеку.

– Братия, вы куда спешите?

– На гору, Христа увидеть!

– Возьмите меня, я тоже хочу Христа увидеть!

– Ты калека, мы с тобой еще опоздаем.

Встречает калеку Преподобный.

– Старец, ты куда идешь? – спрашивает калека.

– На гору, Христа увидеть.

– Возьми меня с собой!

– Я стар, ты немощен. Тебе хочется увидеть Христа, и мне тоже...  Забирайся ко мне на горбушку. Я тебя донесу!

Залез калека на плечи старцу. Несет Преподобный его в гору. Ученики прибежали, смотрят вокруг – нет Христа. Вдруг видят – идет их старец, а у него на плечах сидит Христос. Когда Преподобный подошел к горе, Христос исчез из виду. Ученики спрашивают в изумлении:

– Где ты встретил Христа?!

– Не на горе надо Бога искать, а в сердце ближнего, – ответил старец.

Господь не на облаках пребывает, а в нашем сердце… В каждом из нас есть образ Божий. Но один человек развивает этот бесценный дар Творца, а другой пренебрегает им, как в притче о талантах закапывает его, удаляя себя от Бога.

Сегодня за Литургией мы слышали поучительное Евангельское чтение. Евангелие – это Слово Божие. Через Евангелие Сам Христос с нами говорит. Сегодня Спаситель сказал нам: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин 10:9). Как может Христос быть Дверью для человека? Жизнь по-христиански требует он нас сверять все дела и поступки с Евангелием – смотреть,  – так ли поступал Христос? Тогда мы начнем совершать добрые дела не ради их самих, а ради Христа. И тогда через Него мы становимся наследниками жизни вечной. Этой Дверью прошли все новомученики Российские, прошла наша Церковь в XX веке, сохранив истинную веру.

Подумайте только, что стоило такой мощной богоборческой машине ликвидировать всех священников? Они почти достигли этого – к концу 30-х годов оставалось всего четыре епископа и несколько десятков (!) священников на всю Россию, Украину и Белоруссию (!). Но Господь дал нашем народу пройти это испытание и сегодня мы наблюдаем небывалое возрождение церковной жизни. Но разве оно должно проходить только в камнях, только в восстановлении из руин храмов Божиих? Оно должно происходить в нашем сердце, в нашей жизни. Прежде всего, мы должны возродить семью как малую Церковь. Кто Глава Церкви Православной? Христос. Также и в семье должен стать центром Христос. Для этого мы должны научиться любить детей во Христе и ради Христа. А какое сегодня мы видим отношение родителей к детям?

– Вот тебе очередной гаджет, вот тебе компьютер, вот тебе планшет, айфон, смартфон... Только не мешай нам!

– Вот тебе игровые приставки и сиди не мешай нам!

– Иди к телевизору и не мешай нам!

Дорогие, ребенку нужно время родительское, сердце родительское. Почему бы современным родителям не почитать вечерами в семейном кругу жития святых, не поговорить с чадами о земной жизни Спасителя?

Спросите детей: чье имя ты носишь? Александр, Петр, Ольга, Вера.., – кто твой небесный покровитель? И зачастую в ответ они лишь пожмут плечами. Наши дети не знают жития святых, чьи имена они получили в крещении. Не знают и того, для чего нам дается имя угодника Божия. А дается оно для подражания его жизни. Но как мы можем подражать ему, когда ничего не знаем о нем? К сожалению, этому сегодня, за редким исключением, не учат ни родители, ни крестные. Соберутся отметить крестины «по-русски», а побеседовать на пользу душе им недосуг.

Православную веру мы должны возродить в наших сердцах, возрождая нашу православную семью. Родители должны помнить, –  какие семена всеют они в сердце ребенка в детстве, такой урожай и пожнут, когда он вырастет. Если будут воспитывать в любови к Богу, то будут и сами любимы детьми. Но нельзя воспитать без личного примера. Например, говорить детям: «Иди, читай Евангелие», – а самим при этом садиться к телевизору, или бесконечно говорить по телефону, просиживать часами в интернете. Родители должны читать душеспасительные книги вместе с детьми, должны первыми показать пример христианской жизни.  

Сегодня в храмах причащают много детей. Но, почему вместе с ними не причащаются родители? Очень важно вместе готовиться к Таинству Евхаристии. Встанут родители на чтение молитвенного правила к Причащению, – встанут с ними и дети. Им же охота всегда быть вместе с родителями, и так можно научить их молитве. Приступая к исповеди, дети должны видеть, что и родители рядом. Тогда ребенок поймет, что нужно серьезно готовиться к Таинству.  

Однажды я посетил монастырь преподобного Антония Великого в Египте. Монастырь образован в четвертом веке. Меня удивило, что там исповедуют младенцев даже трех-четырех лет. Я спросил иеромонаха:

– Почему вы исповедуете детей? У нас в Православной Церкви мы детей не исповедуем. Им же до семи лет грехи не вменяются.

Священник ответил:

– Да, грехи им не вменяются. Но они же грешат и должны понимать, что такое грех...

В советское время понятие греха постарались полностью убрать из лексикона. Даже в христианских семьях в оборот вошло выражение «плохой поступок», «неправильно сделал». Вместе с речью размытие нравственных границ вошло и в нашу душу. Мы, взрослые, также не чувствуем всего ужаса греха как преступления заповеди Божией. Ну, «плохо поступили». Ну, «неправильно сделали, осудили». Какой в этом грех?..

Иван Шмелев описывает историю, которая потрясла его в детстве. В семь лет он приехал в Троице-Сергиеву Лавру. И там, в храме увидел роспись. Стоят рядом два человека. У одного из глаза торчит маленький сучок, а у другого – громадное бревно. Маленького Ваню это удивило. Он долго разглядывал изображение. Подошел монах и рассказал ему притчу Христа о сучке, который мы видим в глазе ближнего (Мф 7:3). Ваня спросил, указывая на человека с бревном:

– А ему – больно?

– Нет. Он привык…

Так и мы привыкли ко греху. Мы его не видим, не чувствуем его тяжести в душе. Мы себя считаем только праведными. А вот Сисой Великий подвизался в пустыне десятки лет и, когда ему было уже за девяносто, настал последний день его жизни. Ангелы Божии спустились, чтобы взять душу праведника. Но он стал молиться: «Господи! Дай мне хотя бы еще один день!» Как вы думаете, почему так молился преподобный Сисой? Его спросили об этом ученики.  

– Я не знаю, положил ли я еще начало покаянию, – ответил праведник.

Это сказал человек, который провел в пустыне семьдесят лет в покаянии. Как же важно нам научиться зреть свои грехи, чтобы покаянием очищать душу, чтобы, когда призовет Господь, иметь дерзновение войти в жизнь вечную дверью Христа», – завершил Владыка Климент.

Обращаясь к митрополиту Никону, Его Высокопреосвященство пожелал правящему архиерею Липецкой епархии помощи Божией в несении архипастырского служения, отметив, что Владыка является одним из старейших и авторитетнейших иерархов Русской Церкви. «Я всегда поминал Вас в молитвах, а теперь, побывав на благословенной липецкой земле, буду сугубо молиться за Вас.

Буду молиться и за всех вас, дорогие братья и сестры, – обратился Владыка Климент к участникам богослужения. – Прошу и вас поминать меня в ваших молитвах. Я очень рад, что сегодня было так много причастников. Поздравляю вас с принятием Святых Христовых Таин. Пусть приобщение Тела и Крови Христовых послужит всем нам ко умножению мира и любви в нашей жизни и ко умножению благодати в наших сердцах», – пожелал Владыка.

Затем перед ковчегом с частицей мощей святителя Тихона архипастыри совершили торжественный молебен.

По завершении молебна состоялось перенесение ковчега со святыней в нижний храм, где Владыка Климент возглавил открытие выставки-форума «Радость Слова».

В значимом событии приняли участие духовенство Липецкой епархии, представители администрации области и региональных СМИ, прихожане храмов.

После приветственного слова председатель Издательского совета передал в дар епархии для благотворительных целей просвещения подрастающего поколения собрание духовных произведений, вышедших под грифом Издательского совета Русской Православной Церкви.

От лица главы администрации области заместитель главы региона Александр Николаевич Никонов преподнес на молитвенную память Высокопреосвященнейшему митрополиту Клименту икону Пресвятой Богородицы.

Администрайия сайта