Митрополит Липецкий и Задонский Никон совершил богослужение в храме Всех святых, в земле Российской просиявших города Липецка

Опубликовано 31.05.2016 17:27

31 мая 2016 года, в праздник святых отцев семи Вселенских Соборов, Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон совершил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших города Липецка.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Липецкой епархии протоиерей Василий Бильчук, благочинный 1-го Липецкого церковного округа протоиерей Константин Гришин, настоятель храма протоиерей Владимир Сельцов и духовенство 1-го Липецкого благочиния.

Семь Вселенских Соборов – это становление Церкви, её догматов, определение основ христианского вероучения. Многие участники Вселенских соборов были впоследствии каконизированы Церковью ради их святой подвижнической жизни. Среди святых отцов Вселенских соборов – такие светила Церкви, как свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст, Свт. Николай Мирликийский, свт. Спиридон Тримифунтский и многие другие.

Семь Вселенских Соборов – семь столпов Святой Православной Церкви.

Господь Иисус Христос оставил нам великое обетование: “Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее” (Мф 16: 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа  на Ее стороне.

Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание имени Христова, и меч гонителей склонился пред победоносным знамением Креста Господня. Святые отцы Вселенских Соборов, движимые Духом Святым, защитили Церковь Христову от еретических лжеучений, появившихся по завершении всеобщих гонений на христиан в первые века.

Как святые апостолы собрались на Собор в Иерусалиме (Апостольский Собор в 51 году — Деян. 15, 1-35) для решения вопроса: следует ли христианам из язычников исполнять обрядовый закон Моисеев; так и отцы Церкви – епископы, которым апостолы через преемственное рукоположение передали свою власть, собирались на Соборы при появлении лжеучений, утверждая истину Христову под воздействием Духа Святого.

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г. в Никее при императоре Константине Великом против лжеучения александрийского священника Ария, отвергавшего Божественную ипостась Спасителя и распространявшего заблуждение, что Сын Божий есть только высшее творение.

Собор осудил ересь Ария, утвердив непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г. в Константинополе при императоре Феодосии Великом против лжеучения епископа Македония, отвергавшего Божество Духа Святого, называя Его сотворенною силою подобно Ангелам.

Отвергнув ересь Македония, Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о Таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никео-Цареградский Символ Веры, который стал руководством Церкви на все времена. Его должен знать каждый православный. Символ веры поется на каждой Божественной литургии.

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии Младшем против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, нечестиво учившего, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме. Потому Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

Собор, осудив ересь Нестория, постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени Его воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого, исповедуя Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию – Богородицею.

Собор также утвердил Никео-Цареградский Символ Веры, строго воспретив вносить в него изменения или дополнения.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 г. в Халкидоне при императоре Маркиане против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, отвергавшего человеческую природу в Господе Иисусе Христе, признавая в Нем только одно Божеское естество. Это лжеучение получило название «монофизитство», а его последователи стали называться монофизитами.

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия, подтвердив истинное учение Церкви, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 г. в Константинополе при императоре Юстиниане I ввиду попыток возобновления несторианской ереси и ереси Евтихия, подтвердив их осуждение на предыдущих Вселенских соборах.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 г. в Константинополе при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.

Волнения, производимые монофелитами, грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский Собор осудил ересь монофелитов, определив признавать в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое, – и по этим двум естествам – две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 г. в Никее при императрице Ирине против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь, определив поставлять и полагать в святых храмах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня и святые иконы, почитая и воздавая поклонение Господу Богу, Божией Матери и святым угодникам, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора иконоборческая ересь еще 25 лет волновала Церковь. Окончательно почитание святых икон было восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 г. при императрице Феодоре. Тогда же, в благодарность Господу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви в первое воскресенье Великого поста. (Подробно о Вселенских соборах и истории Церкви читайте в "Законе Божием" прот. Серафима Слободского)

В этот праздник с особым чувством молились прихожане со своим Архипастырем о мире в Украине, раздираемой братоубийственными распрями и религиозными волнениями.

По завершении богослужения митрополит Никон поздравил православных с праздником святых отцов Семи Вселенских соборов, которые, движимые Самим Христом и Духом Святым, оградили стадо Христово от пагубных лжеучений, явив свет Христовой истины всему миру; сохранили в чистоте святое Православие – этот бесценный дар и великое сокровище, данное Богом человеку.

Владыка Никон призвал верующих прославлять память святых отцов Вселенских Соборов не только словами молитв, но верностью их заветам в своей жизни, шествуя узким путем Христовым, ведущим в жизнь вечную.

Администрация сайта