Двоицу начальных российских светил почтим, Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго

Опубликовано 15.09.2018 20:25

15 сентября 2018 года, в праздник преподобных Антония и Феодосия Печерских, Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон в сослужении Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия и духовенства обители совершил Божественную литургию в Рождество-Богородицком (зимнем) храме Задонского мужского монастыря.

В этот день Задонская обитель отмечает один из престольных праздников – в честь основателей русского монашества освящен правый придел зимнего храма.

За Богослужением читались тексты Нового Завета, положенные по Уставу Церкви в праздники святых преподобных (Гал 5:22 – 6:2. Лк 6:17-23).

После сугубой ектении Преосвященнейший епископ Евфимий вознес молитву о мире на земле украинской.

Проповедь перед Таинством Евхаристии произнес клирик обители, главный редактор альманаха «Задонский паломник» иеромонах Гавриил (Мельников).

По завершении Божественной литургии с архипастырским словом к присутствующим обратился Владыка Евфимий:

«Дорогие братья и сестры! Поздравляю всех с праздником основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Начиная с 988 года, когда князь Владимир твердо и бесповоротно принял истинную веру, просветив светом Христовым и свой народ, в Киевской Руси стали появляться боголюбцы, желавшие с особым усердием подвизаться на пути спасения и посвятить Господу всю свою жизнь.

Услышав о преподобном Антонии, который пришел в пределы киевской земли с благословенной Горы Афон, старцами которой почитался за строгость иноческого жития, к нему стали стекаться желавшие принять равноангельный образ, как именуется монашеский чин по известной пословице: «Свет монахам — ангелы, а свет мирянам — монахи».

Среди них был и преподобный Феодосий, отринувшие земные богатства и честь ради нищеты Христовой по слову Святого Евангелия: «<…> если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; <…> и приходи и следуй за Мною» (Мф 19:21).

Так, с одной тесной пещерки, которую в поиске уединенного безмолвия ископал собственными руками преподобный Антоний, было положено начало истории великолепной Киево-Печерской Лавры, просиявшей подвижническими трудами многих угодников Божиих, чьи честные мощи покоятся сегодня в благодатных пещерах обители.

Прославляя святых преподобных, угодивших Богу исполнением монашеских обетов, кто-то может подумать, что высота христианской жизни доступна лишь монашествющим. Но история христианства свидетельствует о другом. В святцах мы видим не только имена монахов, но и многих мирян самых разных социальных статусов. Среди них есть и нищие, и богатые, и знатные, и из простого народа, и ученые, и малограмотные, потму что объединяет всех святых не принадлежность к какому-либо чину, или сословию, а любовь к Господу, явленная в стремлении исполнить Его заповеди. А заповеди Божии одинаковы для всех христиан, будь то монах, или мирянин.

Конечно, монашество – особый путь. Он имеет свои радости и трудности, которые не переживают миряне. Но спасают человека не сами иноческие одежды. Они являются напоминанием ему о принесенных обетах Небесному Жениху, о тесном и узком пути, которым призваны идти все истинные последователи Христовы, о сугубых трудах поста, молитвы и послушания, которые произвольно принимает на себя монах, отрекаясь от прелестей мира. И если инок забывает об этом, то напрасны его обеты – не радеющий о своем спасении не станет причастником жизни вечной, не придет к своему Творцу по окончании земной жизни.

Дорогие, взирая на пример преподобных отцов Антония и Феодосия, на пример нашего святого земляка, современника, подвижника Святой Горы преподобного Силуана Афонского, потщимся исправить свою жизнь, каждый в том звании, в котором призван на служение Богу (см.: 1 Кор 7:20). Поревнуем, чтобы основой нашей жизни, как монахов, так и мирян стали заповеди Божии, понудим себя идти за Христом.

В настоящее время появилась ложная формулировка: я не хожу в храм, потому что меня туда не тянет, а вера должна быть свободной; я не молюсь, потому что мое сердце холодно и не вникает в слова молитвы, а молитва должна быть внимательной. И так мы пытаемся оправдать охлаждение ревности, забывая, что сами же должны возгревать ее постоянством в молитвенных трудах и посте, усердием в делах милосердия. Ведь горение сердца в молитве, сила веры – это дар Божий, действие Его благодати, которое зависит от нашего стремления жить во Христе.

Одним Благодать даруется в начале воцерковления для укрепления на спасительном пути, но затем человек должен много подвизаться, чтобы не потерять ее, а потеряв по греховному нерадению, вновь обрести; другим – в конце подвижнической жизни как плод духа, взращенный слезами покаяния и делами любви.

Важно одно, чтобы ко времени нашего исхода в жизнь вечную мы были бы готовы предстать пред Небесным Женихом с полными светильниками веры подобно мудрым девам (см.: Мф 25:1). А то, что это достижимо, мы знаем из примеров святых. Так, когда умирал глинский старец преподобный Серафим (Романцов), братия увидели на его глазах слезы и спросили:

– Отче, почему ты плачешь?  Ты боишься умирать?

– Напротив, я радуюсь, что скоро предстану пред Тем, к Кому стремился всю жизнь.

Пусть же молитвами преподобных отцов и наша жизнь станет непрестанным стремлением к Небесному Отцу», – пожелал Владыка и призвал на всех Божие благословение.

Тропарь преподобных Антония и Феодосия Печерских

глас 3

Двоицу начальных российских светил почтим,/ Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго:/ тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских,/ осветиша отечествия нашего вся концы,/ и путь к Небеси правый многим показаша,/ и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша,/ и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.

Администрация сайта